РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы по коррекции страхов

Автор: Ульянова Ирина Васильевна

И страх, и тревожность являются признаками эмоционального неблагополучия человека и взаимосвязаны друг с другом, поэтому в коррекции эмоциональных нарушений было принято рассматривать неразрывно эти понятия.

Согласно определениям, которые дает психологический словарь (В.Б. Шапарь):

  • тревожность – это готовность к страху – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх;
  • страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Тревожные дети, как правило, характеризуются наличием заниженной самооценки, что выражается в болезненном восприятии ими критики окружающих, в самообвинении при неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как показывает практика, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Эмоциональное напряжение у тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота.

Анализ различных опубликованных в методической литературе коррекционно – развивающих программ работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, выявил, что большинство подобных программ учитывают эти психологические особенности тревожных детей и содержат упражнения, направленные на снятие нервно – мышечного напряжения и повышение самооценки детей.

Но даже если самооценка ребенка повысилась и он научился снижать мышечное напряжение в привычной обстановке на занятиях и дома, нет гарантии, что в реальной – особенно непредвиденной – жизненной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может забыть все, чему его научили. Ведь ребенок, обученный психологом на тренинге, возвращается в семью со старыми стереотипами поведения.

По мнению психологов Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей благодаря наличию у их родителей деструктивных моделей поведения, когда взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования, хотят поставить ребенка в зависимое положение от них, не придерживаются единой системы в воспитании, сами имеют повышенный уровень тревожности. Именно поэтому отработка навыков поведения в реальных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми.

Однако в представленных в методической литературе программах коррекции тревожности в меньшей степени уделяется внимание обучению детей приемлемым способам поведения в травмирующих ситуациях. А т.к. этот момент затрагивает еще и воспитательную функцию, возникает необходимость обучать родителей детей с эмоциональными нарушениями приемлемым способам общения, чтобы они на собственном примере могли показывать детям варианты поведения в травмирующих ситуациях, а также могли пересмотреть свои методы педагогического воздействия на детей.

На необходимость подключения родителей к коррекционному процессу также указывает содержание факторов, участвующих в возникновении страхов, отмеченных практикующим психологом А.Ю. Татаринцевой:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенности в себе;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности детей, свидетельствует о том, что большинство из них использует методические приемы игротерапии и арт-терапии, а также психогимнастику, в частности:

  • словесные и подвижные игры;
  • психогимнастические этюды;
  • рисование (тематическое и свободное);
  • беседы и проблемные ситуации.

Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности ребенка в рамках отечественной психологии.

Игровая терапия как метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых включает в себя множество игровых методик, несущих различные функции (по класиффикации А. Захарова): диагностическую, терапевтическую, обучающую. Так, наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях.

Психогимнастика — метод, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмо¬ционально-личностной сферы через обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств; приобретение навыков в саморасслаблении (ауторелаксации).

Психогимнастика используется в коррекции:

  • детских страхов;
  • боязни школы;
  • нарушений, связанных с недержанием мочи и кала;
  • нарушений эмоциональной сферы;
  • трудностей поведения и характера;
  • нарушений психомоторики.

Общая задача этой методики состоит в сохране¬нии психического здоровья и предупреждении эмо¬циональных расстройств у детей. В конечном ито¬ге детям, прошедшим курс психогимнастики, ста¬новится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления.

В процессе занятий психогимнастикой используются различные виды игр, свободное и тематическое рисование, музыка, элементы театрализованной деятельности, что позволяет некоторым авторам относить психогимнастику к игротерпии, арт-терапии, телесноориентированной терапии, социодраме.

Предлагаемая далее серия коррекционно-развивающих занятий «В гостях у кукол» позволяет выполнить данное условие за счет организации цикла индивидуальных занятий «Такие разные чувства». При этом она не отвергает указанные выше эффективные методические приемы, поскольку большинство из них перекликается с выбранным мной приоритетным терапевтическим направлением в созданных коррекционно - развивающих пограммах – куклотерапией.

В настоящее время нет четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Г.Денисова, Л.Лебедева), либо к игротерапии (А.Тащева, С.Гриднева), либо к сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), либо выделяют как самостоятельное направление в психологии и психотерапии.

Единственно, в чем сходятся авторы, определяющие принадлежность куклотерапии к тому или иному психотерапевтическому направлению, это то, что куклотерапия сопряжена с обязательным использованием кукол различных видов. Сказкотерапевты, арт-терапевты (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Лебедева) используют всего лишь три вида кукол: куклы – марионетки, теневые куклы, пальчиковые куклы. Педагоги предпочитают использовать перчаточные куклы.

На самом же деле классификация кукол гораздо обширнее.

Нами подобран материал для организации театрализованной деятельности младших школьников.

Можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности.

Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

Из носового платка или квадратного кусочка материи очень легко сделать простейшую куклу.

Самый простой в изготовлении – фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35x30 см).

Игрушки из конусов и цилиндров.

С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией бумагой, тканью, кружевом, тесьмой, нитками, пуговицами, бусинками, бисером, пришив или приклеив к поделке.

Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани.

Слепить из массы головки персонажей, чтобы надеть их на конусы. Для изготовления массы газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем.

Головки сохнут на конусе. Затем снимаются, разрисовываются, приклеиваются детали (волосы, косыночка и т.д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую игрушку.

Игрушки из поролона.

Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. Анилиновый краситель, разведенный в воде, надо опустить кусок поролона целиком.

Чтобы он лучше прокрасился, несколько раз опускать поролон в краситель и отжимать. Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части, придавая поролону необходимую форму. [9,с.81]

Плоские игрушки.

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам) на пластмассовые пробки с отверстиями.

Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части, намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.

Подставки могут быть деревянные, картонные, можно и без них обойтись – фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом.

Игрушки из коробок.

Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.), склеить друг с другом, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами. 

Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Есть два варианта изготовления. Либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Такую куклу можно сделать игрушкой-говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Пальчиковый театр.

Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани.

Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.

Магнитный театр.

Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов. [9,с.81]

Куклы из перчаток.

Персонажей можно сделать из старых перчаток. Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть такую перчатку на руку, получится змейка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать. Изготовить игрушки можно из двух старыx перчаток. У одной связать попарно узлами указательный палец со средним, безымянный - с мизинцем, отрезать у перчатки большой палец - это хвостик. Свернуть перчатку поперек пополам, упрятать в середину сложенной перчатки лишние части. Оттянуть ушки - концы среднего и безымянного пальца и сшить деталь в месте соединения ушей. Получится голова, ее нужно пришить к среднему пальцу другой перчатки. Затем пришивают хвостик - тот пальчик, который раньше был отрезан от первой перчатки, и делается это в том месте, где заканчивается кисть руки. Останется пришить глазки-пуговицы, носик-бусинку, и фигурка готова. Изменяя форму головок и хвостиков, так можно смастерить любую зверюшку. Когда надевают игрушку на руку, все ее части (головка, четыре лапки) становятся подвижными.

Основой куклы-перчатки может стать перчатка из четырех пальцев. Подогнув безымянный палец, положите на лист бумаги руку и обведите ее карандашом – это выкройка. Из двух кусков материи, вырезанной по выкройке, сшивается перчатка. В верхний слой перчатки продевается резинка. Для ног можно использовать наперстки или пластмассовые колпачки от духов. Получится кукла-топотушка.

Кукла из картона укрепляется на руке резинкой. На бумаге рисуется верхняя половина фигурки, наклеивается на плотный картон и вырезается. 

Куклы из варежек.

Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются. [8,с.75]

Куклы-танцоры.

Изготавливаются они из картона или пластика. Отдельно вырезают туловище, ручки, ножки. Затем их прикрепляют к туловищу на ниточках, а сзади фигурки – крепкая проволока.
Для таких кукол нужна специальная сцена с тонкой горизонтальной щелью на задней стенке, которая делается из картона и прикрепляется к столу кнопками. По бокам – широкие кулисы, за которыми ставят фигурку, пропускают в щель проволоку, ею выводят куклу на сцену и управляют танцевальными движениями.
Куклы-вертушки. Их делают по аналогии с игрушками-попрыгушками, но детали прикрепляют к палочкам. При движении палочкой куклы активно двигаются, размахивая руками, хвостиками.

Куклы бибабо.

Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец - головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж: старые чулки, колготки; ненужные вафельные полотенца, окрашенные анилиновым красителем или гуашью, разведенной в воде. Для головы вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой и стянуть окончательно. Нос в форме маленького шарика делается по тому же принципу, что и голова; волосы из мочалки, ниток, разных тканей.

Интересны игрушки, сочетающие игрушку-вертушку и бибабо. Делают их так: голова прикрепляется к палочке, полоса ткани собирается в сборку и прикрепляется к палочке (шее), а на ткани (платье) прорезаются два круглых отверстия, куда вставляются большой и указательный палец. Своеобразие игрушки в том, что участвуют в работе обе руки. Левая держит палочку, а пальцы правой руки вставлены в отверстия. У такой куклы и головка может поворачиваться, и руки действовать более свободно (держать предмет, хлопать в ладоши и т. д.).

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) - у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Крупные тростевые куклы.

Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, аппликацией, которые приклеиваются или пришиваются.

Плоские тростевые куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров, расписываются красками, оформляются аппликацией.

Теневой театр.

Фигурки для пальчикового теневого театра сделать очень просто. По рисунку вырежьте из тонкого картона головку и прикрепите к ней бумажную трубочку (клеем, нитками, канцелярской скрепкой) для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги.
Лучше, если у фигурок будут двигающиеся головы, конечности, хвосты. В деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали.

«Живые» тени можно создавать с помощью своих рук – театр ручных теней, вырезанных силуэтов, костюмов, накладных париков, бород, усов. Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга. [5,с.45]

Устройство теневого театра.

Декорации.

Дети могут самостоятельно мастерить деревья, скамеечки, из коробок русскую печь или из нескольких разных по величине и форме коробочек сделать блоки для дворца, обклеить их бумагой, а переднюю часть коробок оформить аппликацией; плоские крыши для теремка, приклеить их к коробкам.

В театральных постановках настольного театра требуется частая смена декораций. Для этого нужные по пьесе декорации надо наклеить на куски картона, переплести их в своеобразную книгу. Поставьте ее позади ширмочки и, перелистывая картонные страницы, мгновенно меняйте декорации.

Можно изготовить универсальную конструкцию из картона или фанеры для всех видов фигурок, В передней части вырезана арка (похожая на трельяж) – зеркало сцены. Занавес изготавливается из картона или материи (тогда за «зеркалом» на расстоянии 2-3 см от него прикрепляется тонкая круглая палочка). Пунктиром обозначена планка, которую можно легко снимать, для фигурок, идущих по полу и чтобы скрыть руки исполнителей.

При такой конструкции сцены декорации могут иметь вид многостворчатой ширмы или располагаются на картонном круге.

Круг этот вращается на тонком гвозде или булавке, меняет декорации и показывает их в движении.

Для быстрой смены декораций их укрепляют на вертушке, похожей на канцелярскую наколку; это толстая проволока, вбитая в круглую деревяшку – основание.

Для световых эффектов (свет луны, восход солнца и т.д.), украшающих любое театральное представление необходимо иметь цветные стекла, целлофан, окрашенную папирусную бумагу и др. [9,с.91]

Театр масок. Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. 

Самый маленький артист. Стол накрыть скатертью до пола. Один исполнитель становится к столу и надевает на руки сапожки или ботинки и куртку или пиджак внакидку (сзади наперед). Он управляет движениями ног маленького артиста; его голова является головой артиста. Второй исполнитель встает позади первого и просовывает свои руки в рукава пиджака. Он жестикулирует за маленького артиста.

«Живые» куклы («тантаморески»). У «живых» кукол головы настоящие, живые, а туловища, ручки и ножки – кукольные.Изготавливаются две деревянные рамки размером 60-90см. На одну рамку (задняя стенка сцены) натянуть черную материю, пришить костюм, который можно заполнить ватой или скомканной бумагой. Над костюмом (у воротника) прорезать узкое отверстие для головы исполнителя.

Из мягкого дерева вырезать две пары ножек и две пары ручек. Ручки вставить в рукава. В тыльную сторону каждой руки воткните шило, проткнув его через черную материю.

Поверните шило – и кукла взмахнет ручкой, возьмитесь за верхние концы ножек – они в движении. Ко второй рамке прикрепите раздвижной занавес.

Стол, на который ставится сцена, накрывается до пола скатертью, чтобы не было видно ног исполнителя.

Работая с детьми по изготовлению кукол для театров, прежде всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Самостоятельная художественная деятельность детей будет более интересной, если детям предлагать самим мастерить и играть с разными куклами - стимулом к театрализованной деятельности. Играя с ними, дети создают свои сказки, фантазируют, творят. Для них это школа общения, самовыражения, познания, творчества.

Особенности кукловождения. Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, одетой на ложку.

Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы, этюды помогут «оживить» куклу, освоить основы кукловождения.

Общие правила кукловождения (Е.А.Антипова) [1,с.92]

  1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.
  2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
  4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
  5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
  6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
  7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
  8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
  9. Характер актера передается кукле.

Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Психологическое обоснование использования куклотерапии в работе специалиста состоит в том, что кукла выступает как персонифицированный образ автора, своеобразный портрет владельца. Человек неосознанно наделяет куклу особыми чертами, которые расцениваются как его собственные свойства. Через куклу клиент учится принимать себя самого. Происходит идентификация себя с образом куклы, действует механизм проекции, а также срабатывает принцип диссоциированности человека с проблемой, т.е., наблюдая проблему со стороны, через манипуляции с куклой, клиент приобретает уверенность в возможности изменения трудной ситуации, своих негативных черт. В процессе работы с куклой происходит катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций: разрешается от лица куклы покричать, подраться, поругаться и пр. К тому же куклы позволяют детям освоить социальные роли взрослых.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.