РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Групповое логопедическое занятие "Дифференциация букв И-У в слогах, словах и предложениях"

Групповое логопедическое занятие "Дифференциация букв И-У в слогах, словах и предложениях"

Автор: 
учитель-логопед
Основина Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ №25г. Орла


Цель: закрепить знания детей о буквах и – у.

Задачи:

Коррекционные:

  • учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у;
  • обогащать словарный запас по лексическим темам «Домашние животные», «Птицы»;
  • формировать навыка фонематического анализа и синтеза;
  • совершенствовать навыка чтения.

Развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • развивать зрительную память, внимание;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать мелкую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать зрительного восприятия и узнавания.

Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • индивидуальные зеркала;
  • смайлики;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши;
  • конверты с элементами букв «У» и «И».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте. Ребята, у вас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и порадуем нашими знаниями и успехами.

2. Психологический настрой

Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно, на ваших партах лежат изображения смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и покажите его. Мне нравится ваш настрой на работу. Я выбираю вот этот. (Учитель и ученики демонстрируют выбранные изображения).

У меня хорошее, веселое настроение. А теперь отложите изображения смайликов в сторонку. В конце занятия мы к ним вернемся.

- Прежде чем начать работу улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. А также подарите свои улыбки нашим гостям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. За работу, в добрый час.

3. Установка на правильную речь.

Логопед: - Прочитайте четко и выразительно стихотворение.

Ученики читают стихотворение – установку на правильную речь:

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!

4. Развитие зрительного восприятия.

Логопед: - Возьмите карточки. Внимательно посмотрите и скажите, кого вы видите на картинке?

Дети: - Коза, лошадь, корова, собака, свинья, кошка, овца.

Логопед: - Как одним словом можно назвать изображенные на картинке силуэты?

Дети: - Домашние животные.

5. Работа в тетрадях. Графический диктант.

Логопед: - Возьмите карандаш, поставьте его в точку с цифрой 1. 5 клеток вниз, 1клетка вправо, 1 клетка наискосок вправо вверх. Теперь поставьте карандаш на точку под цифрой 2. 5 клеток вниз, 1клетка наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?

Дети: - буква И.

Логопед: - Продолжаем. Поставили карандаш в точку под цифрой 3. От точки 6 клеток вниз, 1 клетка вправо,1 клетка наискосок вправо вверх. Поставили карандаш в точку под цифрой 4. От нее 11 клеток вниз, 2 клетки наискосок влево, 1 клетка вверх, 3 клетки наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?

Дети: - Буква У.

Логопед: - Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня будем говорить?

Дети: - А буквах И – У.

6. Артикуляция звуков.

Логопед: - Ребята, пишем и читаем мы букву И, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?

Дети: - Растягиваются в улыбке.

Логопед: - Какое положение принимает язык?

Дети: - Язык спокойно лежит.

Логопед: - Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.

Дети: - Голосовые связки работают.

Логопед: - Ребята, пишем и читаем мы букву У, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?

Дети: - Трубочкой.

Логопед: - Какое положение принимает язык?

Дети: - Язык спокойно лежит.

Логопед: - Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.

Дети: - Голосовые связки работают.

Логопед: - Что общего у звуков и, у?

Дети: - Они гласные.

Логопед: - На занятии мы будем говорить о буквах И – У. Будем учиться различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах.
Логопед раздает детям конверты с элементами букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.

Логопед: - Ребята, у вас на столах лежат конверты. В них элементы букв «У» и «И». Сложите из элементов буквы. (Дети выкладывают буквы).

Логопед: - Из каких элементов состоит строчная буква И?

Дети: - Буква И состоит из 2 палочек с закруглением внизу (крючков).

Логопед: - Из каких элементов состоит строчная буква У?

Дети: - Буква У состоит из палочки с закруглением внизу (крючков) и петельки

Логопед: Сколько элементов используется для написания каждой буквы?

Дети: - При написании каждой буквы используется 2 элемента?

Логопед: - Что общего в написании наших букв?

Дети: - В написании буквы «и» и «у» есть крючки. Первый элемент с закруглением внизу.

Логопед: - В чём отличие?

Дети: - У буквы и второй элемент – палочка с закруглением внизу, а у буквы у – петелька, направленная вниз.

7. Физкультминутка.

8. Упражнение «Зашифруй букву»

Логопед: - Посмотрите на экран. Круг обозначает букву «И», перевернутый треугольник букву «У». Выполните задание. Запишите в тетрадь слоги. Вместо треугольника пишем букву «У», вместо круга – «И».

Логопед: - А теперь проверим, какие слоги вы написали. Были ошибки?

9. Гимнастика для глаз.

- Нашим глазам необходим отдых. Следим только глазами за перемещениями точки.

10. Изографы.

Логопед: - Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?

Дети: - Г, у, с, ь.

Логопед: - Какое слово здесь зашифровано?

Дети: - Гусь.

Логопед показывает детям картинку на которой нарисован гусь.

Логопед: - Какая буква здесь спряталась?

Дети: - Буква У.

Логопед: - Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?

Дети: - А, и, с, т.

Логопед: - Какое слово здесь зашифровано?

Дети: - Аист.

Логопед показывает детям картинку, на которой нарисован аист.

Логопед: - Какая буква здесь спряталась?

Дети: - Буква И.

Логопед: - Как одним словом можно назвать предметы изображенные на картинках?

Дети: - Птицы.

11. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: - Я начну читать стихотворение, а вы закончите, подходящим по смыслу словом.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь).

Логопед: Вместо всего слова запишите, какая из букв есть в этом слове.

За рекой росли
Их на праздник принесли
На веточках иголки
Что же это? (Елки).

Логопед: Хорошо ребята, зашифровали слово, написали И или У.

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко
Шьет, зашивает и колется колко
А называют кораблик… (иголка).

Мчусь как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки
Кто несет меня… (коньки).

Он большой, как мяч футбольный
Если спелый – все довольны
Так приятен он на вкус
А название … (арбуз).

Долгожданный дан звонок
Это кончился… (урок).

Логопед показывает картинки: арбуз, иголка, коньки, урок, гусь, елки.
Логопед: - Давайте проверим, что вы написали.

12. Развитие фонематического слуха. Игра «Чего не стало»

Логопед: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало». Посмотрите внимательно на картинки и запомните их.

Закрываем глаза.

Дети: - Елки.

А теперь картинки поменяются местами. Закрываем глаза. Что изменилось?

Дети:- Поменялись местами арбуз и иголка.

13. Упражнение «Расшифруй слова»

Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У».

Логопед: - На карточках написаны слова вам необходимо дописать недостающие элементы у букв И – У. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».

(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Взаимопроверка.

Логопед: - Проверьте работу вашего соседа. Были ошибки? Какие?

Логопед: - Ребята, в задании было слово «Шут». Скажите, кого называют шутом?

Шут – в старину лицо при барском доме или при дворце, в обязанности которого входило развлекать забавными выходками господ и гостей шутками, остротами, забавными выходками.

14. Загадка.

Логопед: - Отгадайте загадку.
Жизнь свою живет она
В своем домике одна.
Панцирь крепкий у нее,
Защищает он ее
На себе его несет,
Очень медленно ползет
Можно встретить их везде
И на суше и в воде.
(Улитка).

Логопед: - Правильно, улитка. Есть ли в слове улитка буквы, которые мы изучаем. Какие?

Дети: Буквы И-У.

Логопед: Ребята, улитка необычная, в ней зашифрованы предложения. Давайте их прочитаем.
Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

Логопед: - Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните букву И красным карандашом, У – желтым. Назовите слова с буквой И.

Дети: - Слепили, снеговика.

Логопед: - Назовите слова с буквой У.

Дети: - Улыбался, небу.

Логопед: - Назовите слово, в котором есть буква И буква У.

Дети: - Зимнему.

15. Итог занятия.

- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями.

- Давайте подведём итоги и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах).

- Для чего мы это делали? (чтобы не делать ошибки при чтении и письме).

- Из каких элементов состоят буквы И-У? (И – 2 крючка, У- крючок и петелька).

- Какие задания мы выполняли?

- Ребята, вспомните настроение, с каким вы пришли на занятие. А теперь покажите, какое оно у вас сейчас. У меня такое.

(Учитель и ученики демонстрируют выбранные смайлики).

- Вам понравилось наше занятие? (Выслушиваются ответы детей)

- Ребята, каждое занятие оставляет у каждого из вас свой след. Если вы на занятии много услышали – то оно спряталось у вас в ушках; если много увидели – то в глазках; если вы ощущаете радость – то в сердечке. У меня наше занятие спряталось здесь. А у вас? (Дети показывают).

- Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии, и я говорю вам «Спасибо!»

На этом наше занятие закончилось.

Основина Екатерина Юрьевна23.09.2014 23620 В помощь учащимся
Всего комментариев: 0
avatar