РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обычаи и традиции осетин

Обычаи и традиции осетин

Автор: Бзаров Руслан Сулейманович

Сельская община у осетин.

Осетинский крестьянин был пастухом, землепашцем и мастером на все руки и всё таки бедность никогда не оставляла его.

Разводили овец и коз коров и лошадей. Пашни очищали от камней укрепляли на случай дождя или бури.

Чтобы восстановить пашню крестьянину надо было принести и поставить новый слой плодородной земли.

Дети быстро выросли. В 13 лет мальчик во всём помогал отцу, девочка в 14 лет могла вести домашнее хозяйство, хорошо шила, вязала, вышивала.

Нужные в хозяйстве вещи, орудия труда и постройки крестьянин делал своими руками чтобы скорее справиться с тяжелой работой, на помощь звали односельчан. В таких случаях никто не отказывался в помощи соседу. Этот обычай называли «Зиу».

В общественной жизни всё делалось гласно и открыто. И добрая слава и позор были известны каждому.

Самая высокая награда-песня о герое (Кады зараг).

Самая унизительная-песня, позорящая труса или лжеца.

Общинники сообща обеспечивали оборону села, защищая стада от грабителей, как один отбивали похищенную девушку.

Общиной управлял-Сход-Ныхас в центре села.

Имели общие религиозные культы, божество покровителя.(Хъауы зад), своё святилище. Межобщинные отношения, скреплённые клятвой старейшин.

Община регулировала сроки сельскохозяйственных работ (пахота, сев, сенокос).Вместе сооружали ирригационные системы, строили мосты, дороги.

Суд по адату

Ссоры и преступления разбирал суд из нескольких человек – ныхас. Судей выбирали из мудрых и уважаемых народом людей. Их приговор обязательно выполнялся .

С детства осетины учили правильно вести себя, красиво говорить, петь и танцевать, играть на арфе или хъисын фандыре.

Фамилия отвечала за своего сородича .Родственники убитого или раненого осетина мстили преступнику и его фамилии.

Иногда кровная месть продолжалась несколько поколений .

Народ уговаривал врагов помириться .

Обидевший женщину покрывал своё имя позором .

Осетия пережила много невзгод, но не примирилась со своими дурными поступками .

Презрение народа преследовало вора, лжеца и нарушителя клятвы. От него отворачивались все – хъоды.

Лентяев, обжор и пьяниц называли ничтожными, бесполезными людьми.

Гостеприимство- составляет до сих пор выдающуюся черту осетин
В.Ф Миллер.

Осетины строго соблюдают законы гостеприимство и почти нет примеров чтобы кто-нибудь нарушал их или обидел своего гостя. В обратном случае собирается всё селение для суда над провинившимися выносят приговор сбросить его со связанными руками и ногами со скалы в реку.
Ю. Клапрот

Гостя(кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровную месть за него…

Гостя встречают словами:
«Мой дом-твой дом;
Я и все мое-твое».
Л. Штедер

Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо.
Б.А. Калоев.

Весть о приезде гостя скоро распространяется по аулу и сакля быстро наполняется народом.
Н. Ф. Дубровин.

Если в доме понравилась какая-либо вещь, то по-старинному обычаю, он получал ее в подарок.
Г.Гофман.

Готового к походу коня гостя ставили головой к дверям дома, а не к воротам, давая понять, что ему рады всегда.
А.Х.Магометов.

Иностранец, успевший сказать хозяину «Аз да уазаег» принимается по-братски, хотя бы он был врагом семейства.
Н.Берзенов.

Кунацкая назначается специально для гостей, которые могут заезжать туда во всякое время дня и ночи. Пользуется полнейшей свободой.

Гость, если он кровный родственник, никогда не принимается в семью, это было бы большим стеснением для него и для семьи.

Кунацкая имеет хозяйство-постель, кровать, скамейки, кувган, таз, веник. Двери никогда не запираются.
С.Кокиев.

Закон гостеприимства свят.
Обычай трудовой помощи « Зиу» использовали для помощи вдовам, сиротам, больным, старым.
Каждый осетин от всей души откликается на нужды другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов.
Молодежь отправляется на луга и, в несколько часов покончив покос лишает рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращается в аулы.
При стихийных бедствиях, помогая пострадавшим чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, стройматериалами.
К.Хетагуров.

Бзаров Руслан Сулейманович30.11.2014 9910 В помощь учащимся
Всего комментариев: 0
avatar