РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поговорим о выпускном сочинении по литературе.

Поговорим о выпускном сочинении по литературе.

Часто на уроках литературы преподаватель с трудом успевает рассказать, ЧТО нужно писать в сочинении. Вопрос, КАК это нужно делать, времени не остается. Но и эта задача вполне по зубам современному педагогу.

Итак, с чего начинается сочинение?

Верно, с темы. Однако многие думают, что тема – это четко сформулированный вопрос. А ведь даже ТЕМУ нужно ПОНЯТЬ.

Пожалуй, разумнее всего начинать с повторения простейших литературоведческих терминов – только они должны быть систематизированы, а это сфера лексического анализа.

Все важные для анализа произведения понятия следует разделить на три группы:

  • принадлежащие собственно к тексту (текст при этом следует представить в линейной последовательности букв, слов, предложений, абзацев, глав, томов и т.п.; важно указать, что он имеет собственную внутреннюю, причем часто очень сложную, структуру);
  • принадлежащие миру художественной реальности (это тот мир, который представлял себе писатель и который стремится вообразить себе читатель);
  • принадлежащие реальному миру, существовавшему в определенное время и в определённом месте (это и период жизни и творчества писателя, и тот период истории, который вдохновил автора произведения).

Затем нужно определить, какое понятие к чему относится. Очень удобно начать с тройки прототип/образ/персонаж. Итак, прототип - это часть реального мира (живой человек), образ - часть мира художественной реальности (как бы портрет, нарисованный писателем), а персонаж - это точка в сложном пространстве текста (как бы сыгранная роль). Сообщаем детям, что слово герой по смыслу приближается к слову персонаж (вспомним о положительных и отрицательных, о поступках героев).

Остановим внимание учеников на понятии образ. Покажем им, что каждый писатель по-своему решает вопрос о том, какие черты характера, внешности, поведения героя считать значительными, а какие - нет. Вводим понятие авторская оценка и авторская позиция (подробнее о них придется поговорить позже). Напомним ребятам, что у грибоедовской старушки Марьи Дмитриевны Ахросимовой был один и тот же прототип. Они попытаются сравнить чеховскую Душечку и... Наташу Ростову. Скажем им, что при сравнении образов нужно обязательно составить список значимых (с точки зрения автора произведения) признаков описания каждого героя, выделить совпадающие и несовпадающие.

Теперь о понятиях персонаж и система персонажей. Напомним ребятам о такой привычной вещи, как театральная программка. Пусть они восстановят в памяти список действующих лиц: сначала в одной из знакомых пьес, допустим "Грозе", потом - в пушкинском "Гробовщике", например, затем в "Войне и мире". Обратим их внимание на то, что действующие лица в нашем восприятии группируются: на тех, кто любит главного героя, и тех, кто ему мешает; на тех, кто живет в Москве, и тех, кто живет в Петербурге. Объясним, что это не случайно; расскажем о том, что каждый персонаж играет в раскрытии авторского замысла определенную роль.

Обратим внимание учеников на ролевой природе понятия персонаж (в отличие от признаковой природы понятия образ). Объясним, что само понятие роли может существовать только в рамках определённой системы: не бывает продавца без покупателя, не бывает убийцы без жертвы, не бывает писателя без издателя (и наоборот), и критика без писателя... Стоп. Вот теперь можно говорить не просто о взаимосвязанности отдельных ролей, но о системе персонажей (здесь не обойтись без разбора какой-нибудь знакомой пьесы - я предпочитаю "Горе от ума"). Важно не забыть ни о ком: ни о буфетчике Петрушке, ни о внесценических "союзниках" Чацкого вроде князя Федора или двоюродного брата Скалозуба. Пусть ребята нарисуют схему взаимоотношений, связывающих все персонажи пьесы.

Именно через эту тройку противопоставленных, но тесно связанных друг с другом понятий лучше всего объяснить страшные слова автор/образ автора. Итак, автор - это одновременно живой человек и точка в системе персонажей, одно из действующих лиц; образ автора - это автопортрет (может, нарисованный "под Байрона", может, "под херувима"). Разбираем также пару понятий, как автор/повествователь на примере "Повестей Белкина" и "Героя нашего времени". Причем сначала пусть ребята ответят на вопрос, в каком смысле используются эти термины (прототип, образ или персонаж).

И, наконец, объясняем ученикам понятие собирательный образ: они должны понимать, что группа персонажей может характеризоваться одними и теми же отличительными признаками (фамусовское общество, Москва или Петербург у Толстого). Так группа может выступить в системе персонажей как единое целое, играть одну коллективную роль (что не мешает отдельным персонажам иметь индивидуальные черты и играть особую роль - например, Фамусов является не только квинтэссенцией московского общества, но и любящим отцом своенравной дочери на выданье).

Следующий шаг - это понятие тип/типичный образ. Пусть ребята подумают, какому из трех миров (реальному, художественной реальности или миру текста) принадлежит каждое из этих понятий. Зафиксируем внимание на том, что тип - это принадлежность реального мира, но природа его совмещает объективное и субъективное (ведь признаки, по которым определяется тип, выделяет автор). Отметим, что в мире текста - то есть в системе персонажей - нет соответствия данной паре понятий, а герои типичные и уникальные, вообще говоря, не различаются. Покажем на примерах (Акакий Акакиевич, Коробочка и т. п.), как автор использовал портрет, сравнение или иные художественные средства, чтобы подчеркнуть типичность персонажа. Не забудьте сказать о том, что литература по своей природе тяготеет к типизации.

И, наконец, очень важно объяснить все разобранные понятия в формулировках тем сочинений. По-настоящему к этому вопросу придется вернуться после того, как объясним ученикам весь комплекс понятий. Сейчас важно показать им, что любой анализ произведения предполагает установление соответствия образ - персонаж - авторский замысел (идея произведения).

Начинаем с простейшего - с сопоставительного анализа двух индивидуальных образов в пределах одного произведения . Пусть ребята подумают: предполагает ли тема в коечном итоге ответ на вопрос "Что за люди Молчанин (Чацкий) и Софья?" или требуется ответить на вопрос "Что хотел сказать Грибоедов, давая нам возможность понять характер их взаимоотношений? (авторский замысел). И еще: возможно ли для понимания авторского замысла знать, какую роль в системе персонажей в целом играет данный герой? Зафиксируем внимание ребят на том, что о любой черте характера, о натуре героя мы можем судить по тем поступкам, которые он совершает, и по отзывам о нем других персонажей. Здесь - ключ к правильной аргументации.

Потом объясняем, в каких из названных тем нужно обсуждать прототипы, собирательные образы, типичные образы. Покажем специфику сравнения персонажей различных произведений. Здесь полезно поговорить и о композициях сочинения (от общих черт к различным, от общих черт к индивидуальным способностям - или наоборот). Укажем, что в темах такого рода во вступлении уместно сказать о системе персонажей в целом (если речь идет об одном произведении), или о значимости образа (если к нему обращались многие замечательные писатели), или о важности (новизне? актуальности?) проблемы (когда разговор пойдет о типичных образах в восприятии разных писателей).

В одной статье сложно описать все возможные варианты, но первый опыт написания сочинения по литературе в этом году даст толчок к новым размышлениям….

Гурьянова Наталия Александровна13.02.2015 8080 В помощь учащимся
Всего комментариев: 0
avatar