РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексное коррекционно-развивающее сопровождение, как фактор успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Шашкина Светлана

При воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: это стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность, повышенная возбудимость, тревожность и агрессия.

Поэтому необходимо комплексное психолого – коррекционно - развивающее сопровождение для успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления комплексной коррекционно-развивающей работы, для успешного обучения детей с ограниченными условиями здоровья:

1. Направление: диагностическая работа, которая включает:
т.к, только своевременно выявленная проблема способствует коррекции и развитию успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включает:

  • обследование обучающихся 1 - 4 классов (поступивших в текущем учебном году) на этапе адаптации к обучению в школе;
  • обследование познавательных процессов обучающихся 1 - 4 классов (поступивших в текущем учебном году);
  • обследование обучающихся 4 класса на предмет дезадаптации к переходу в среднее звено;
  • обследование пятиклассников на этапе адаптации к предметному обучению;
  • обследование обучающихся 6 – 9 классов в период острого возрастного кризиса (включающие выявление школьной тревожности, уровня агрессии, изучение уровня самооценки);
  • обследование старшеклассников с целью выявления готовности к профессиональному выбору и выявлению профессиональных интересов.

Диагностическая работа начинается со сложного для обучающихся этапа поступления в школу. Преследуя цель успешной адаптации и социализации к новым условиям обучения и воспитания с обучающимися проводится ряд диагностик психологических особенностей, учебной мотивации и отношение к школе в целом.
Следующим сложным этапом для обучения является переход из начального в среднее, в связи с этим с обучающимися 5 класса, должна вестись работа по устранению дезадаптации при переходе в среднее звено.

Также одним из главных факторов успешного обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является стабилизация уровня агрессивного и тревожного поведения.

За частую дети не могут контролировать свой гнев и агрессию, а причины чаще всего кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение.

В результате у ребенка возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви и восприятия. Именно своевременная диагностика выявления уровня тревожности и агрессии, может способствовать успешной социализации в обществе.

Рекомендации педагогам в случае всплеска тревожного и агрессивного поведения обучающихся:

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка; переключение внимания, предложение какого-либо задания .
  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
  3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.
  4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача педагога, сталкивающегося с агрессией обучающегося - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо: не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть; не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты.
  5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в классе.

Следующий компонент коррекционно-развивающего сопровождения на этапе профориентации, так именно комплексная работа педагогов способствует фактору успешного профессионального определения детей ограниченными условиями здоровья.

2. Направление: коррекционно-развивающая работа включает:

  • коррекционные занятия для обучающихся начального звена по развитию психомоторики и сенсорных процессов, для развития познавательной сферы, формированию положительной мотивации к процессу обучения и положительной адаптации в новых условиях;
  • профилактические занятия для формирования умений управлять своими эмоциями, коррекции эмоционально-волевой сферы, гармонизации межличностных отношений, укреплению уверенности в себе(в форме бесед)

3. Направление,консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • консультирование педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Направление, информационно-просветительская работа, которая предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (тематические линейки, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса.

И только комплексное коррекционно- развивающее сопровождение всей команды педагогов способствует фактору успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены