РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация учебной деятельности на уроках биологии через ИКТ

Автор: Н.А.Пономарёва

Выполняя государственный заказ, школа стремится воспитать ученика творчески мыслящего, способного свободно ориентироваться в широком информационном потоке, умеющего оценить ситуацию и принять правильное решение. Воспитание такого ученика возможно лишь при условии высокого уровня мотивации к определённому виду деятельности. Как считают психологи, результаты деятельности человека зависят на 20-30% от его интеллекта и на 70-80% от мотивов, поэтому психология рассматривает мотивацию как форму регуляции деятельности. Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. Поэтому одной из главных моих задач является формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Задача эта достаточно сложная и требует учёта различных факторов, в том числе индивидуальных и возрастных.

Как показывает практика, недостаточно традиционных форм обучения, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Необходимо овладение и нетрадиционными формами обучения. Как известно, что именно в подростковом периоде происходит снижение мотивации учения. Это особенно прослеживается в отношении предметов естественнонаучного цикла, в том числе и биологии. На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии – новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными; каждый учащийся вовлекается в активный познавательный процесс.

Цели использования информационных технологий мной:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

ИКТ делает преподавание предмета более привлекательным как для меня, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Современный урок невозможен без использования информационных, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Основная часть

На уроках биологии использую следующие формы ИКТ:

1. Готовые электронные продукты

Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала, при подготовке учащихся к Олимпиаде и ГИА (Приложение);

2. Мультимедийные презентации.

Они позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Мультимедийные презентации можно использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию. Использование компьютера в учебном процессе дает мне возможность накопить в банке данных необходимый материал для наглядности.

Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути (Приложение), учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления, компьютерное тестирование, словарная работа в виде игр, например «Снежный ком» /4й слайд/, анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки” /слайд19-20/, показывающие короткую динамику процесса, выделение отдельных частей, во время объяснения материала, ведения урока, нет необходимости поворачиваться к доске, таким образом, не теряется контакт с классом, не тратится время на выписывание текста, задания на доске при закреплении материала;
На сегодняшний день мною разработано более 150 презентаций по биологии, экологии и химии.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам, большой объём информации получен из интернета и с компакт дисков и воспроизводится на экране, в формате, видимом всем учащимся; важным направлением в использовании ИКТ является интернет – обучение школьников. В учебниках недостаточна информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития биологических дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях, необходимую информацию учащиеся находят в интернете, считаю, в настоящее время мы должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.

Применение учащимися интернета дает следующие преимущества:

1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке, куда поступление новой литературы давно прекращено.

2. Повышается актуальность, получаемой информации

3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации. Сеть Интернет становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. ИКТ в сочетании с методом проектов

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда.

Работа над проектом организуется в шесть этапов:

  1. подготовка;
  2. планирование;
  3. исследование (в том числе и теоретическое);
  4. результаты и (или) выводы;
  5. представление или отчет;
  6. оценка результатов.

При работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.

Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность, тем самым добывает знания сам и знакомит своих сверстников. (Приложение)

В ходе выполнения индивидуальных, групповых работ дети больше взаимодействуют с компьютером и у них быстрее формируются навыки компьютерной компетентности (Приложение).

Опробован и такой приём индивидуального взаимодействия с ИКТ, когда дети пишут презентацию дома и во внеурочное время по той проблеме, которая недостаточно рассмотрена в учебном курсе биологии, или же учебный материал нуждается в углублении, или он интересен самому ученику.

Так в этом учебном году детьми были выполнены следующие презентации:

  1. Витамины
  2. Паразитические черви
  3. Насекомые

Чтобы получился хороший урок с использованием ИКТ, необходимо иметь самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

ИКТ на конкретном уроке.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.(Приложение)

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация -  форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

  1. Демонстрация фильмов, анимации.
  2. Выделение (нужной области).
  3. Гиперссылки.
  4. Последовательность шагов.
  5. Движение объектов.
  6. Моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и определить место презентации в уроке.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.

В своей практике использую:

1. Уроки-лекции.

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика.

2. Обобщающие уроки. С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки.

В перечисленных типах уроков презентации, обычно, создаются учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы (Приложение)

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • умение работать в группе;
  • умение находить информацию в различных источниках;
  • коммуникативная компетентность;
  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается мышление.

Сегодня использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом.

  1. Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. Первые диски покупала сама. А на сегодняшний день в школе есть небольшая медиатека учебных пособий по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете.
  2. Создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не только рисунки, но и анимацию, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов.
  3. Один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски – это только будущее нашей школы.

Заключение.

Таким образом, обучение, основанное на использовании ИКТ, способствует решению задач, ставящихся на каждом этапе урока.

Ученик, работающий с компьютером на уроке и дома, учится:

  • критически мыслить;
  • ответственно относиться к собственному образованию;
  • работать самостоятельно.

Учитель, использующий компьютер на уроке,

  • создает в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • способствует развитию самостоятельности в процессе обучения.

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

  • расширения возможностей доступа к образовательной информации;
  • совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;
  • визуализации представленной информации;

Используя наработанные материалы, освобождается время от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года)

  1. Повышение качества образования по биологии до 63%
  2. Повышение познавательного интереса к предмету: Каждый год учащиеся выбирают биологию для сдачи ГИА.
  3. С каждым годом увеличивается количество учащихся – участников щкольного конкурса учебно – исследовательских работ. В этом году впервые выходили на районный уровень. Результат – II место.
  4. Ежегодно на районном туре олимпиад по биологии призовые места.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера.

Таким образом, данная работа должна быть продолжена, основной целью которой будет внедрение системы ИКТ на уроках биологии и исследование отдельных методических приёмов с точки зрения их эффективности, как основного условия реализации ИКТ для повышения качества обучения биологии.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены