РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках английского языка

Школьный кабинет

Автор: Лифарь Г.Н.

Изучение иностранного языка в неязыковой среде, при ограниченном количестве часов в школе, при большой (относительно международных стандартов) наполняемости групп, являет собой чрезвычайно важную и трудно разрешимую проблему. Считается, что самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Этот метод обучения способствует развитию мышления. Образование и самообразование являются неотъемлемыми частями полноценного развития личности.

Школьная программа построена так, что большую часть знаний школьнику необходимо получать самостоятельно. Означает ли это, что он научается самостоятельности? Чаще всего – нет.

Интернет пространство наполнено статьями учителей об использовании ИКТ на уроках английского языка, но практически никто не акцентирует внимание на обучении самообразованию. Как же научить учащегося самообразовываться? Ответ очевиден: необходимо показать путь и задать алгоритм.

Но начать следует с осознания сути явления. Согласно новому словарю методических терминов и понятий «самообразование» рассматривается как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний, объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей. В купе с данным термином следует рассмотреть термин «самообучение», которым обозначается процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целями самообучения служат специальные учебные пособия – самоучители, разговорники, фоно- и видеофонограммы и компьютерные программы. Для самообучения иностранному языку часто используются разговорники. Издаются три типа разговорников: учебные, отраслевые и туристические. Некоторые разговорники снабжены компакт кассетами, что помогает активизации устной речи. [1]

Таким образом, в виду того, что приобретенные знания подвергаются постоянным изменениям, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Исходя из цели, стоящей перед современной образовательной системой необходимо найти те технологии, которые помогли бы достичь их.

Первым пунктом в данной связи выделяется научение самостоятельно ставить цели и задачи, продумывание способов их осуществления, выстраивание своей учебной деятельности в соответствии с требованиями. В связи с тем, что на сегодняшний день компьютер и интернет позволяют расширить сферу поиска справочного материала, стало возможным повысить уровень владения иностранными языками посредством интерактивных программ, on-line уроков, словарей разных типов, общения с носителями иностранного языка и т.п. Следовательно, необходимо воспользоваться этими ресурсами. Научение школьников грамотно использовать технический потенциал требует не только разработать определенный алгоритм действий, но и выработать устойчивый навык, способность абсолютно автономно расширять и углублять сферу применения иностранного языка (в нашем случае, английского), что, несомненно, приведет к его лучшему усвоению.

Практические шаги в этом направлении:

  • Введение в ткань урока обращения к интерактивным ресурсам, как то, специализированным мультимедийным учебным программам, помогающим закрепить знания грамматики, расширить лексический запас, активировать навык восприятия на слух; не исключается игровой момент для младших школьников (давно известно, что дети особенно младшего возраста легче воспринимают новое посредством развивающих игр и мультфильмов, к примеру).
  • Использование Интернета не только для ознакомления со словарями разных типов, но и прямой допуск для учащихся старших классов во время урока к переводческим ресурсам для полноценной работы с англоязычными аутентичными текстами.
  • Контроль знаний, как промежуточных, так и итоговых, может проводиться при помощи разнообразных тестовых оболочек (например, АСТ – Конструктор 2000). Важно, что такие программы позволяют не только оценить знания учащихся, но, что непосредственно касается искомой темы, анализировать свои ошибки и выполнять указанный тест до полного освоения материала.
  • Знакомство учащихся с возможностями on-line уроков носителей языка и пропагандирование поиска англоговорящих сверстников для активного общения.
  • В постоянном и интенсивном режиме предложение языковых обучающих и познавательных Интернет-ресурсов которые первоначально обрабатываются на уроках в виде аудирования, перевода, лексического и грамматического освоения. Затем рекомендация зарегистрироваться на сайтах и продолжить в самостоятельном режиме заниматься английским языком. Тем более, что на сегодняшний день существуют не просто познавательные сайты, но активно использующие новые программные возможности, которые могут заинтересовать и взрослого человека. На них после регистрации обучение проходит индивидуально в игровом и тестовом режимах.
  • Просмотр английских фильмов с субтитрами в разных скоростных режимах (например, www: ororo.tv), что на сегодняшний день считается одним из наиболее продвинутых методов изучения языков. То есть вначале демонстрация возможности тех или иных Интернет-источников либо обучающих программ в классе, освоение на практике с тем, что бы мотивировать учеников самостоятельно пользоваться ими.
  • Совместный перевод и обсуждение юмористических роликов.
  • Чтение периодической литературы и новостей вначале запускается на уроках. К примеру, каждому учащемуся индивидуально можно дать журнал разной тематики, ознакомившись с которым, он должен сделать самостоятельный обзор.
  • Восприятие на слух тренируется помимо средств УМК заданиями усложненного характера: к примеру, снять текст видеофайла (не более 5 минут) в рамках учебной темы.
  • Для младших школьников помимо учебных фильмов с последующей рекламой Интернет-источников, можно использовать, например, коллекцию Диснеевских мультфильмов обучающего толка и рекомендовать просматривать их дома.
  • Работа с Витаминным курсом (обучающая программа для 5-8 классов) доступна не только на уроке, но и после них, и дома.
  • Учащимся интересны подборки современных песен с субтитрами как иллюстрации грамматических явлений (например, сослагательное наклонение) и предложение самим подыскать и подготовить к просмотру аналогичные материалы находит отклик (не у всех, так как эта работа не для ленивых).
  • Знакомство учащихся со способами запоминания лексики, активно используя сайты авторов методов с тем, чтобы ребята могли самостоятельно их освоить.

Для анализа того, насколько работают усилия учителя, следует провести анкетирование учащихся в анонимном режиме, попросив описать, где и как они изучают или используют английский язык вне стен школы, как меняется их отношение к самостоятельной работе с английским языком.

Думается, что систематизация уже наработанных способов обучения самообразованию через ИКТ технологии, поможет учителю повысить мотивацию к изучению иностранного языка. А, как известно, мотивация – основа самообразования.

Литература:
1. Самообразование. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Лифарь Галина Николаевна31.08.2016 2740 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar