РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация уроков-семинаров с использованием средств ИКТ

Организация уроков-семинаров с использованием средств ИКТ

Семинар – это один из видов урока. Целью семинарского занятия является более глубокое самостоятельное изучение темы или проблемных вопросов, овладение приемами научно-теоретической и конструктивной методологии. В условиях школы данный вид урока рассматривается как практическое занятие, на котором обсуждаются сообщения, доклады, рефераты, выполненные учащимися в результате самостоятельного исследования, доказательства или опыта.

Семинар способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышает культуру общения.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет использование на уроке наглядных средств обучения. Современные средства ИКТ предоставляют большие возможности для проведения школьных уроков, в том числе и уроков-семинаров. Использование компьютерных технологий на уроке позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, структурированных соответствующим образом знаний, но и развить интеллект, навыки самостоятельной работы и творческие способности учащихся.

При подготовке к уроку семинару ученик должен провести значительную научно-исследовательскую работу, обработать большое количество источников информации, что способствует повышению учебной мотивации и накоплению фактических знаний, а также развитию информационной и коммуникативной компетенций у учащихся.

Современные мультимедийные технологии на качественном уровне повышают наглядность изучаемого материала, что способствует лучшему его усвоению, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся.

Урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается его эффективность.

В технологической цепочке подготовки и проведения урока-семинара с использованием средств ИКТ можно выделить три этапа:

1. Подготовительный этап.

Сообщение учителем целей и задач проведения семинара; проведение инструктажа по самостоятельной исследовательской работе с источниками знаний; дается обзорная характеристика, с выделением образцов, в качестве которых рассматриваются наиболее сложные. Если необходимо, ученикам демонстрируется наглядная презентация.

Алгоритм методики

  • Сообщение темы за 2-3 недели до проведения урока-семинара.
  • Постановка цели и задачи семинара.
  • План семинара.
  • Предоставление списка литературы и источников с комментарием.
  • Выделение тем презентаций, докладов, назначение ответственных учащихся.
  • Консультация учителя.

В зависимости от сложности и глубины изучаемого вопроса, можно назначить одного или нескольких ответственных. Учащиеся могут выступать индивидуально, а можно распределить их по группам, причем необходимо, чтобы были задействованы все ученики: кто-то подбирал материал, другой работал над презентацией, третий – готовил доклад.

2. Организация урока-семинара

  • Заслушивание реферата, доклада, просмотр презентации.
  • Вопросы участникам семинара.
  • Выступления учащихся.
  • Необходимые пояснения учителя по ходу занятия.

Семинарское занятие необходимо начать со вступительного слова учителя, в котором он еще раз озвучивает цель и задачи семинара, порядок проведения, дает рекомендации.

Далее проводиться обсуждение вопросов семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, прослушивания сообщений и т.д.

3. Заключительный этап

  • Заключительное слово автора доклада, презентации.
  • Заключительное слово учителя, проводившего семинар.
  • Анализ и самоанализ учащихся, учителей.
  • Вынесение оценочных суждений.

Главная дидактическая задача учителя на таком уроке – наблюдение за ходом урока, его комплексный анализ и систематизация представленных знаний, выводов, подготовка заключения. Подводя итоги, учитель отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления. Затем необходимо дать возможность самим учащимся выступить с оценочными суждениями, так как это способствует развитию их критического мышления, формирует ответственность за обобщение, выводы.

Можно выделить основные случаи, когда предпочтительно проводить уроки в форме семинаров: при изучении новой темы, если он доступен для самостоятельного проработки учащимися; после проведения вводных, уроков; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Проводить уроки-семинары с использованием учащимися мультимедиа технологий можно начинать с 7 класса, когда учащиеся владеют достаточными навыками работы с компьютером, и умеют работать с информацией.

По своим возможностям, уроки-семинары намного богаче, чем урок-лекция, так как в результате самостоятельной деятельности ученики глубже вникают в исследуемый вопрос и получают возможность закрепить полученные знания. Но, конечно, стоит учитывать и глубину содержания изучаемой темы, так как если урок не закладывает научную основу, то проведение семинара становится нецелесообразным.

Таким образом, проведение урока-семинара – является действенной технологией повышения мотивации обучающихся к предмету, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения и приводит к целому ряду положительных следствий. У учащихся формируются познавательная, учебная, коммуникативная, информационная, творческая компетентности. Появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, что приводит к более осмысленному изучению материала, превращению систематических знаний в системные.

Понаморенко Любовь Ивановна19.11.2016 990 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar