РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование методики А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко на уроках биологии в школе

Статья

Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполним то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и вес работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы в г. Киеве. Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, только в послевоенные годы эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, профессор, крупнейший специалист по дидактике.

В основе КСО лежит несложная система, благодаря которой ученик может пройти материал самостоятельно, проработать его совместно в паре с другим учеником, получить в случае неточного понимания корректирующие указания преподавателя и, убедившись, что тема усвоена, перейти к следующей. Отдельно хочется отметить, что в системе заложено взаимодействие участников, при котором постоянно происходит смена ролей «учитель-ученик». При этом ученик может уделить необходимое время изучению тех тем, усвоение которых представляет сложность именно для него (Дьяченко, 2004).

По утверждению В.К. Дьяченко, «...В господствовавшем до средних веков индивидуальном способе обучения организационная структура учебного процесса складывалась из индивидуальной и парной форм обучения, при этом парная форма являлась ведущей. То были постоянные пары "учитель- ученик"...». То есть, работа в парах была уже давно известна миру.

Открытие А.Г. Ривина заключается в создании новой формы коллективной организации обучения - работы в парах сменного состава, где перемена в паре участников происходит в минимально короткие сроки - каждые 5-10 минут, а в процесс оказываются, вовлечены одновременно десятки обучающихся. Материалом, помогающим в обучении, служит карточка, составленная определённым образом, в зависимости от цели, стоящей перед учеником (Лебединцев, 2012).

Теоретические основы КСО сформулированы В.К. Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения.

Формы обучения по В.К. Дьяченко:

Вид общения

  1. Опосредованное общение через письменную речь
  2. Общение в паре
  3. Групповое общение
  4. Общение в парах сменного состава

Организационная форма обучения

  1. Индивидуальная
  2. Парная (один учит другого)
  3. Групповая (один одновременно учит многих)
  4. Коллективная (каждый учит каждого)

Положительными чертами данной технологии является то, что при её применении в процессе изучения биологии она дает эффект в результатах учебной деятельности учащихся, развивает навыки самостоятельной работы, повышает коммуникативные способности. Недостаток данной технологии в том, что её можно применять не во всех школах, а лишь в школах, где в классах небольшое количество учеников, в связи с тем, что учителю необходимо опросить во время урока каждого ученика. Приведенные исследования показали, что данная методика КСО ведет к повышению качества обучения, формирует познавательный интерес учащихся.

Литература

  1. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.
  3. Лебединцев В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании. - 2012. - 519с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.