РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

Калачев Евгений Юрьевич

Современному школьнику невозможно обойтись без информационных технологий. Это требование информационного пространства, в котором мы живем. Ребенок, поступающий в школу, знаком на практике с современными технологиями передачи и обработки информации. Уже в начальной школе владение информационными технологиями ставится наравне с умениями читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

Необходимо повышать ИКТ-компетентность и самому педагогу, работающему ежедневно с потоком информации, реализующему ФГОС НОО. Важно, что эти компетенции необходимо развивать уже в период обучения в вузе, в том числе, и в условиях педагогической практики на базе школы. [2,3]

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. [1]

Деятельностный характер ставит главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [4] Одним из наиболее эффективных средств достижения метапредметных образовательных результатов являются задания проектного вида и учебные проекты. Это содержательный и эффективный способ деятельности, который позволяет сплотить учеников вокруг общего дела.

Необходимо научить детей ориентироваться в информационном пространстве, развивать их критическое и творческое мышление, формировать умение видеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов, или сетевой проект, который создаёт условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Сетевой учебный проект — это сетевое удаленное взаимодействие учащихся из разных регионов и стран. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Е. С. Полат). [6]

С первого года обучения мы стараемся привлечь обучающихся и родителей к участию в сетевых проектах. В 2016-2017 учебном году сообщество учителей Образовательной галактики Intel объединила сетевые проекты в три образовательные маршруты. Мы выбрали маршрут для 1-2 классов “Мир, в котором мы живём!” В каждой четверти необходимо было выбрать один проект. Выбор стоял за участниками проекта. Вместе с родителями и детьми мы построили собственный маршрут: 1 четверть “Путешествие ПДД и”; 2 четверть “Туатара ищет маму”; 3 четверть “Математика в мире животных”, 4 четверть “О том о сем, о пятом, о десятом”. Благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов образовательного цикла.

Обязательными условиями участия в проекте были:

  • организация предварительной работы с родителями по ознакомлению с проектом и оформлению согласия на работу ребёнка в проекте.
  • знакомство с целями и задачами проекта,
  • ознакомление детей и родителей с правилами безопасной работы в сети интернет.

Следовательно, в проект включены все участники образовательного процесса: дети, родители, учитель.

Например в проекте “Путешествие ПДДшки”, который стал актуальным в 1 четверти, на подготовительном этапе “Собираемся в дорогу” мы учились работать с Gооgle-картой, документами, таблицами. Команда должна обозначить свое местонахождение флажком на здании школы, разместить эмблему, название команды, девиз, дать ссылку на сайт или блог класса. [5]

Для этого мы в команде распределили роли для участников проекта, познакомились с правилами работы в группах. Каждый заполнил таблицу “Я в проекте”, “Дневник пешехода”, бланк “Оцени в себя”, таблицу З-И-Х-У, поставили метку команды на “Дорожной карте”. Общение команды мы организовали через сайт класса, электронную почту.

На первом этапе “Секреты дороги” команда занималась исследованием дороги. Искали ответы на вопрос: “Где на дорогах безопаснее?”, используя Интернет, страницу сайта. На экскурсии сфотографировали дорогу, которая находится рядом со школой, и заполнили “Дневник исследования дороги”.

На втором этапе “Загадки дорожных знаков” в программе Paint нужно нарисовать дорожный знак и разместить в сборнике “Дорожные знаки”. Было предложено участие в викторине, используя сервис learningapps.org, сделав скриншот страницы.

На третьем этапе “Дорожная азбука” мы составляли сборник “Правила дорожного движения для юного пешехода», работая в Google-презентации.

На заключительном этапе “Пора домой” было необходимо скопировать и распечатать бланк составленной викторины “А знаете ли вы правила дорожного движения”. А затем провести акцию "Как сделать нашу жизнь безопасней" и снять видеоролик, разместив материал на стенде.

В результате команда класса получила сертификат финалиста Международного учебного сетевого проекта “Приключения ПДДшки”.

Сетевые проекты помогают в развитии ИКТ-компетентности, коммуникативных умений, творчества и любознательности; учат основным приемам в работе с информацией и медиа-средствами; учат основам безопасной работы в сети интернет. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Список литературы:

  1. Булин-Соколова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Н. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012
  2. Гуцу Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся в рамках проекта «Клинические базы практик» / Е.Г. Гуцу, Т.И. Булдыгерова // Мой профессиональный стартап. – Н.Новгород, - 2016. – С. 60-63.
  3. Гуцу, Е.Г. Реализация проекта «Клинические базы практик» в подготовке студентов по профилю «Психология и педагогика начального образования» / Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева // Образование и наука. -2015. - № 10. - С. 51-63.
  4. Палат Е.С. Метод проектов.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://76206s004.edusite.ru/DswMedia/metodproektov_polat.doc 5. Сайт “Учитель о школе” http://www.uchiteloshkole.ru/fgos.html
  5. Сайт УСП “Приключения ПДДшки” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/putesestviepddski/home
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.