РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ - технологий для активизации познавательной детельности младших школьников.

Автор: Изместьева Е.Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СЭЛ № 45»

В течение двух последних десятилетий компьютерные технологии начали не только появляться в школе, но и оказывать существенное влияние на формы и методы учебной деятельности. Компьютеры, проекционная техника, локальные сети, интернет не только меняют современные методики преподавания отдельных школьных предметов, но и заставляют по-новому взглянуть на классические педагогические задачи — то, как происходит развитие ребенка, как формируются его знания, умения и навыки, какую роль в этом играет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Перед нами, педагогами, остро встает вопрос о формировании у учащегося умений навигации в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность.

Восточная мудрость гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» В этом и заключается  цель работы современного учителя: не просто дать детям готовые знания, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

ИКТ-технологии стали незаменимыми помощниками педагога в этом вопросе.

Урок с использованием данных технологий способствует личностному росту ученика. В обучении необходимо дать возможность каждому ребенку обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных УУД. За счет новизны деятельности и интереса при работе с компьютером повышается качество образования.

В своей практике я веду работу  по трем направлениям.

I. Использование ЦОР,ЭОР собственных и приобретенных. Работа в первом направлении широко применяется всеми педагогами.

Здесь можно выделить следующие разделы:

  • Создание презентаций к урокам
  • Работа с онлайн-сервисами Интернет
  • Использование готовых обучающих программ, которых в Интернете сейчас представлено немало
  • Разработка и использование собственных авторских ЭОР
  • Использование облачных технологий

Раздел облачных технологий мало знаком педагогам. Но круг возможностей их велик.

Каждый из нас знаком с поисковой системой Google. Лидер поисковых машин интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка, а значит, семь из десяти находящихся в сети людей обращаются к его странице в поисках информации в интернете. На Google достаточно много сервисов. Но я сегодня хочу поговорить о  приложениях  Google Диска:

  • Google Документы
  • Google Презентации
  • Google Рисунок
  • Формы Google
  • Google Таблицы (EXCEL)

Диск Google позволяет создавать и хранить файлы в Интернете и на жестком диске, а также получать к ним доступ откуда угодно, даже если вы находитесь в дороге. Ваши файлы всегда будут у вас под рукой, где бы вы ни находились. Изменения, внесенные в файл в Интернете на компьютере или мобильном телефоне, отражаются на всех устройствах, на которых установлен Диск Google. Можно работать самостоятельно, вместе с другими пользователями или открывать совместный доступ. Что согласитесь очень удобно, не отправлять файлы сообщениями, а пользоваться технологией совместного доступа. Понравилось то, что работа с документами, презентациями, рисунками, таблицами (EXCEL) почти не отличается от приложений Microsoft Office. В интернете достаточно много материала как научиться составлять приложения Google Диска.  Все эти продукты можно создавать, изменять, вставлять изображения, диаграммы совместно с выбранными пользователями, кому вы отправите доступ по ссылке. Все это в режиме реального времени. Не надо беспокоиться, что забыли сохранить. Все изменения сразу сохраняются автоматически. Формы Google – удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро создавать:

  • Опросы
  • Анкеты
  • Тесты
  • Викторины
  • Голосование

Форма Google автоматически привязывается к одноименной электронной таблице. При отправке формы или предоставлении к ней общего доступа ответы получателей автоматически собираются в этой электронной таблице. Ребенок отвечает на вопросы, а ответы автоматически заносятся в таблицу. Учителю достаточно посчитать количество ошибок (они выделены цветом) каждого ученика. По таблице можно увидеть задания, которые еще надо отрабатывать.

Меня покорила возможность использования инструментов Google Диска совместно со всеми детьми. Мне не надо отправлять презентацию каждому ученику поочередно, а достаточно отправить им ссылку на доступ к моей презентации и разрешение редактировать её. Ученик выполняет задание, когда ему удобно. А я могу в любое время проверить ход выполнения работы. В начале учебного года предложила моим учащимся из класса зарегистрироваться на Google и выполнять некоторые задания через Интернет. Ученикам моя идея очень понравилась и часть ребят (у кого дома есть Интернет) активно включилась в работу. Остальные выполняли задание по старинке на листочках. Мною была составлена таблица достижений, в которую ребята вставляли ссылки на свои работы. На уроках мы имели возможность их просматривать.

В 4 классе учащиеся изучают природные зоны России. Все уроки я проводила в виде ролевой игры. Учащиеся предлагалось побывать в роли исследователей. Дети по желанию делятся на группы (географы, ботаники, зоологи и экологи) и получают задания. Игровая ситуация позволяет создать на уроке необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе. Учащиеся изучают материал учебника, дополнительные карточки, различные ресурсы интернета. Свой отчет он представляют в виде устного рассказа, таблицы, презентации и рисунков на Google Диске. Таблицу дети составляют дома, а всю основную работу выполняют на уроке.

Во время такой работы снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Позиция ученика как организатора познавательной деятельности наоборот усиливается.

Какие можно сделать выводы? Использование возможностей приложений Google Диска на уроках в начальных классах позволяет учителю:

  1. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией.
  2. Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
  3. Формировать первичные навыки работы на компьютере.
  4. Заметно сокращает время подготовки к уроку.

II. Внедрение в учебный процесс модели «1 ученик : 1 компьютер»

Организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий помогает внедрение в образовательную деятельность модели «1 ученик : 1 компьютер». Модель «1:1» представляет собой образовательную среду, которая позволяет ученику с разными индивидуальными особенностями получать информацию именно в том виде и в том темпе, в котором он способен наиболее эффективно усваивать знания. Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебный процесс — это одна из самых актуальных на сегодняшний момент образовательных инноваций.

Использование модели «1 :1» позволяет:

  • Повысить качество образования благодаря наглядности материала. Игровые задания помогают лучше усвоит материал. Выполнение большего количества заданий за меньший период времени. Использование групповой работы или работы в парах.
  • Личностно-ориентированный подход в обучении. Каждый ребенок работает индивидуально за своим компьютером в силу своих возможностей. Это помогает снять эмоциональную напряженность некоторых учащихся.
  • Вовлечь учащихся в проектную деятельность, которую можно осуществлять как индивидуально, так и коллективно.
  • Осуществить контроль качества знаний обучающихся. Можно использовать онлайн-тесты или тесты, созданные в программе Classroom Management.  Преимущество таких тестов в том, что учителю не нужно их проверять. Программа это сделает сама. анализ представит в виде таблицы или диаграммы всему классу или по отдельному ученику. Все результаты опросов сохраняются в журнале успеваемости, что также имеется в данной модели.
  • Повысить мотивацию обучения. Ученики увлечены учебой. Увлеченный ученик наиболее глубоко погружается в обучение, где они могут получит новые знания.

Разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение – умение учиться самостоятельно

III. Образовательная робототехника.

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Образовательная робототехническая платформа LEGO® Education WeDo – это увлекательное и простое в использовании средство, которое позволяет ученикам узнавать новое об окружающем их мире, создавая и "оживляя" различные модели и конструкции.  WeDo соответствует Федеральному образовательному стандарту, а методические материалы набора уже "из коробки" готовы к урочному использованию, развивая навыки XXI века: коммуникативные навыки, навыки творческого и критического мышления, навыки командной работы.

Использованию LEGO - конструкторов в образовательном процессе имеет и ряд своих преимуществ таких как:

  • универсальность: использование на любой ступени обучения;
  • межпредметность: получение знаний из разных школьных предметов;
  • нетрадиционность: подача нового материала в нетрадиционной для урока форме;
  • востребованность: решает вопросы внедрения проектной деятельности.

Как свидетельствуют результаты, работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует повышению качества творческих проектов и соответственно способствует позитивной динамике «качества знаний». Основные этапы разработки Лего-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора Лего. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей. Выполнение проектов с помощью конструкторов LEGO EducationWeDo  я  активно использую на уроках математики, окружающего мира.  Таким образом 100 % учащихся вовлечены в Лего-проекты.

Примеры использования конструкторов LEGO EducationWeDo  на уроках в начальной школе.

Предмет

Название проекта

Математика

Лего-проект «Состав числа» (модель «Вратарь»)

Лего – проект «Дециметр» (модель «Нападающий)

Лего – проект «Миллиметр» (модель «Машинка»)

Окружающий мир

Лего-проект «Кто такие животные?»

(вид модели по желанию учащихся)

Лего-проект «Кто такие птицы?»

(вид модели по желанию учащихся)

Лего-проект «Какой бывает транспорт?» (вид модели по желанию учащихся)

Лего-проект «Город и село»

(вид модели по желанию учащихся)

Литературное чтение

Лего-проект «Наши ближайшие соседи»

(Путешествие на самолёте)

 

Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями.

Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Любой признанный и оцененный успех добавляет детям уверенности в себе, вызывает желание двигаться по пути исследований и новых открытий. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках является целесообразным и необходимым.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены