РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатных учреждений

Как известно, в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является базой ценностных ориентаций у человека. Также в этом возрасте школьники сталкиваются с первой серьезной жизненной проблемой - это выбор будущей профессии. Особенно актуально это для воспитанников детских домов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно проводимое педагогами - психологами анкетирование, по выявлению уровня сформированности профессионального самоопределения, показали, что большинство воспитанников детского дома, обучающиеся в 9 – х и 11 – х классах, не готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. Они связывают это с тем, что не имеют целостного представления о себе, неправильно оценивают свои способности, имеют низкую самооценку. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование. В связи с чем, профориентационная работа потребовала нового подхода к её организации.

Использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с воспитанниками.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с воспитанниками? Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Профориентационная работа обусловлена созданием условий, в которых педагог - психолог выступает в роли координатора (направляющего деятельность воспитанника, организующего и координирующего его самостоятельное познание, осмысление новой информации, нового знания) и организацией самостоятельной познавательной деятельности детей.

Совместная работа педагога и воспитанников складывается из нескольких направлений:

  • информационный этап: информирование воспитанников о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения оказание помощи в выборе будущей профессии;
  • диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях воспитанников, их мотивации с помощью набора диагностических методик и компьютерных тестов;
  • аналитический этап: обработка результатов диагностики, обсуждение выводов в индивидуальном порядке с каждым ребенком после диагностики;
  • коррекционный этап: проведение развивающих игр, игр – презентаций, с использованием компьютерных технологий;
  • обобщающий этап: индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе профессии.

Целью профориентационной работы, является формирование и развитие воспитанников выпускных классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

  • с помощью ИКТ познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  • с помощью компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности воспитанников ;
  • информировать их о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
  • способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.

На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.

С воспитанниками проводится занятия по программе «Психология и выбор профессии».(Резапкина Г.В.). Занятия состоят из 4 блоков:

  1. Что я знаю своих возможностях.
  2. Что я знаю о профессиях.
  3. Способность и профессиональная возможность.
  4. Планирование профессиональной карьеры.

Каждый блок состоит из нескольких занятий. На занятиях с использованием ИКТ воспитанники в итоге создают электронный портфолио, в котором отображены все работы по следующему содержанию:

1. Создание мультимедийной презентации

  • знакомства с группами профессий;
  • знакомства с особенностями одной из профессий;
  • изучения собственной профессиональной направленности;
  • поиска возможностей и учреждений, где можно получить выбранную профессию;
  • экскурсионного посещения сайта предприятия или учреждения

2. Подготовка публикаций (буклетов, информационных. бюллетеней, постеров — описание особенностей профессии);

  • рекомендации по выбору профессии;
  • возможности и условия получения профессии;
  • условия профессиональной деятельности;
  • интервью работающих по профессии;
  • программу экскурсии на предприятие учреждение;
  • дайджест востребованных профессий;
  • проспект ярмарки вакансий.

3. Создание электронных таблиц

  • сравнение условий работы по разным профессиям;
  • востребованность профессий на рынке труда;
  • прогноз потребностей общества в тех или иных профессиях;
  • результаты опроса воспитанников детского дома о профессиональных предпочтениях;
  • результаты опроса одноклассников и учащихся других классов о профессиональных предпочтениях;
  • рейтинг профессий глазами общества и отдельной личности.

4. Участие в проектах

  • ход и результаты проекта;
  • все материалы по проекту;
  • процесс и результаты взаимодействия с другими детскими домами и внешними участниками проекта.

5. Социальные сервисы и сети

  • сайты, посвященные профориентации:
  • образовательные порталы
  • готовые программы с психологическими тестами

В результате дети создают свой информационный файл, в котором собрана вся необходимая информация о будущей профессии. Также участвуют в проектах с использованием ИКТ.

В 2014 году воспитанники участвовали в дистанционной олимпиаде «Познавательный марафон « Открытие»» по программе «Знаю. Умею.Могу». в рамках проекта «РОСТ» детского фонда Виктория. Цель: Развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей детей, вовлечение их в активную познавательную деятельность средствами сети Интернет. Для участников двух возрастных категорий (5 -7 класс и 8 – 10 класс) были подготовлены кейсы с заданиями на сайте фонда, а результаты отправлять на электронную почту. Все задания должны быть использованы с применением современных IT технологий.

Также в сентябре 2016 г. воспитанники от 13 до 18 лет участвовали в проекте по профессиональному самоопределению для детей – сирот Самарской области «Выбор за тобой». В рамках данного проекта дети был организован он – лайн чемпионат на базе обучающего стимулятора Business Wars. Это электронная бизнес игра, имитирующая деятельность предприятия: человек садиться за компьютер и на время становится руководителем предприятия, выпускающий некий продукт. Есть пять основных направлений куда нужно вкладывать деньги. При этом необходимо внимательно следить за изменением ситуации на рынке труда, вырабатывать стратегию и решать задачи которые появляются по ходу игры. Главная задача участников – заработать максимальную прибыль

В ходе профориентационных занятий дети не только учатся грамотно использовать интернет – ресурсы и возможности компьютера, но также у воспитанников развиваются определённые качества и умения:

  • ответственность и адаптивность
  • коммуникативные умения
  • творчество и любознательность
  • критическое и системное мышление
  • работа с информацией и медиасредствами
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество
  • умения ставить и решать проблемы
  • направленность на саморазвитие
  • социальная ответственность

Оценка эффективности определяется качественными и количественными показателями достижений результатов. Качественный показатель определяется «сделано, не сделано».

Успешность количественного результата будет зависеть от выполненных заданий на определённые темы – это создание мультимедийных презентации, буклетов, сайтов, электронных таблиц. Также воспитанникам предлагается самим разработать критерии, по которым бы их хотели оценивать.

Метод оценивания для педагога – анкетирование по профессиональному самоопределению, в результате которого позволят определить, в какой степени достигнут тот или иной результат.

Таким образом, использование информационных технологий в деятельности педагога - психолога обеспечивают свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес воспитанников, как к психологическим занятиям, так и к самому процессу самоопределения в целом.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.