РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновационные технологии в оценке качества обучения на уроках литературы

Автор: Корниевская Дарья Владимировна

Использование инновационных технологий в оценке качества обучения в образовании является очередным этапом ввода новейших подходов к преподаванию дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Русский язык и литература не являются исключением, ведь эти дисциплины дают педагогу широкое поле для творчества и экспериментальной деятельности, которую можно осуществлять именно средствами инновационных технологий.

Специфика преподавания литературы требует внедрения не только новых форм и методов работы, но и использования новейших технических средств. Сейчас общество становится на высшую ступень социального и психологического развития – информационную. Поэтому для актуализации работы нужно использовать именно новые технологии информационного и коммуникационного характера. Компьютер и Интернет занимают важную позицию в учебно-воспитательном процессе, поэтому использование в практике работы инновационных технологий является целесообразным и актуальным. Абсолютно все звенья методики преподавания, реализации новых форм работы связаны с использованием компьютерной техники. Электронные презентации, учебные видеофильмы, электронные тесты, раздаточный материал в печатном виде, веб-сайты образовательного, научного, методического характера – всё это неисчерпаемый потенциал для использования на уроках литературы.

Важной составляющей инновационных технологий являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

С помощью ИКТ учитель имеет возможность повысить эмоциональную насыщенность урока. Уместным здесь будет, например, музыкальное сопровождение учебного материала. Целесообразно это делать во время изучения лирических произведений. Материалы фонохрестоматии можно использовать с целью познакомить обучающихся с голосом и манерой исполнения знаменитых писателей и актёров. Например, при изучении в 11 классе творчества В. В. Маяковского предлагаю ученикам прослушать исполнение собственных произведений самим поэтом. Это дает возможность лучше понять стиль поэта, особенности тематики его стихов. Иногда необходимо использовать такой вид работы, чтобы научить детей образцовому чтению, к которому стоит стремиться. Например, можно использовать аудио- и видеозаписи прочтения стихотворения С. А. Есенина “Шагане, ты моя, Шагане” в исполнении актёров С. Никоненко или С. Безрукова. Отлично повышают интерес к урокам литературы и к творчеству изучаемых поэтов видеоклипы к песням на стихи из школьной программы.

Хорошее решение при этом – использование музыки в современной обработке, которая также помогает приблизить поэта к слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Интересной является демонстрация клипа на стих В. В. Маяковского “Лиличка!” в исполнении группы “Сплин”. Обучающиеся на уроке не просто созерцают какую-то презентацию или видеоролик, а еще и выполняют заранее предложенные задания (анализируют увиденное, сопоставляют со своими первичными впечатлениями, аргументируют собственную точку зрения).

Читая произведение, важно всегда обращать внимание на его автора. И в этом помогает компьютер, делая привычную демонстрацию портретов писателей яркой на оформленных слайдах. В школьной практике урока литературы использования компьютерных технологий – это прежде всего показ наглядности. Изучение биографии писателя предусматривает наличие богатого иллюстративного материала. Исследователь Г. К. Селевко отмечает: “Учебная и воспитательная функции видеотехнологий предопределены высокой эффективностью действия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является самой доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее...” [1; с. 84]. Например, на уроке, посвященном изучению жизни и творчества М. А. Булгакова, демонстрируется широкий спектр наглядности: портреты писателя, его семьи, фотографии, фотокопии документов, иллюстрации к произведениям. Это дает возможность глубже проникнуть во внутренний мир писателя, связать его биографию с творчеством. На таких уроках остается больше времени для применения интерактивных форм учебы, эффективной работы с художественным текстом.

Типология уроков с мультимедийной поддержкой достаточно широкая. На уроках литературы наиболее распространёнными являются:

1. Урок-лекция.

ИКТ делают лекцию эффективнее и активизируют работу класса. С помощью презентации (которую могут создать и сами обучающиеся) появляется возможность упорядочить наглядный материал, привлечь смежные с литературой виды искусства. К примеру, изображение можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопровождать текстом, музыкой. Ещё Л. С. Выготский утверждал: “Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Только те знания приживаются, какие прошли через чувство ученика” [2; с. 298]. Презентация к уроку-лекции может создаваться учителем самостоятельно или на основе небольших ученических презентаций, которые иллюстрируют их доклады и сообщения. Во время такого урока обучающиеся делают записи в рабочих тетрадях. ИКТ не отменяет традиционную методику проведения урока, но облегчает технологию его создания.

2. Урок анализа текста.

На таком уроке с помощью презентации реализуется интегрированный подход к учебе. Во время интерпретации художественного текста, обучающийся может и должен видеть разнообразие трактовки образов и тем. Для постановки и решения проблемных вопросов и ситуаций целесообразно использовать фрагменты спектаклей, кинофильмов, опер, разнообразных иллюстраций. На слайдах располагается не только дополнительный материал, но и отображаются задания, фиксируются промежуточные и конечные выводы. Чтобы развивать творческое воображение, можно дать следующее задание Но не следует забывать, что на уроке анализа текста главной всегда остаётся работа с текстом, а ИКТ только разнообразят методы, приёмы и формы этой работы.

3. Обобщающий урок.

Использование презентации на обобщающем уроке позволяет подвести итог всех наблюдений, которые были собраны в процессе изучения произведения, в систему, которая будет способствовать его целостному восприятию, но уже на уровне более глубокого понимания. В этом случае схемы и таблицы помогают сэкономить время и глубже понять произведение. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учеников. С помощью такого приёма можно сначала выслушать ответы обучающихся и предложить наиболее подходящий. Также можно объединить обучающихся в группы и предложить им общий план презентации-обобщения. В таком случае, каждый ученик будет ответственен за определённую часть доклада и сможет проявить себя в групповой работе.

Компьютеризованный урок является интересным и важным открытием современного образования. Чем шире применяется компьютер в процессе обучения, тем более весомые его результаты, тем большая заинтересованность обучающихся предметом. Потому что именно компьютер способствует формированию информационной среды из темы, которая изучается. Однако следует заметить: урок не должен превращаться в зрелище. Мультимедийные средства – не самоцель. Их следует использовать только в комплексе с другими средствами, в соответствии с заданиями урока. Кроме того, важно не забывать: уроки литературы – для изучения именно литературы, и произведение писателя не могут заменить никакие фильмы или видеоклипы. Мультимедийные технологии выполняют вспомогательную функцию, чтобы достичь большего эффекта в восприятии и понимании литературного произведения. Учебный кабинет не стоит превращать в кинозал или дискотеку. Следует тщательным образом продумывать место, время, целесообразность использования компьютерной информации на уроке.

Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский обратил внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, милуясь и удивляясь прекрасному, ребёнок словно смотрит в зеркало и видит свою собственную красоту. Чем раньше он почувствует прекрасное и чем больше увлечётся им, тем глубже будут чувства ребенка. Кроме того Василий Александрович писал: “Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребёнок увидел прекрасное, остановился перед ним в восхищении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал красоту слова и образа”[3; с. 80]. Урок литературы чрезвычайно многогранен. И в первую очередь – это урок образного восприятия мира как наиболее яркого и доступного для ребёнка. Он заставляет работать воображение, развивает ум, познавательные, творческие способности, формирует личность обучающегося как квалифицированного читателя.

Список литературы

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М., 1991.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям К., Издательство “Радянська школа”, 1985.
  4. Соколов Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе. - М.,2009.
  5. http://nikulina.ucoz.com/load/portfolio/tekhnologii/informacionno_kommunikacionnye_tekhnologii/3-1-0-9
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.