РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

Появление новейших информационно-коммуникационных технологий и развёртывание глобальных сетей оказывает всё усиливающее влияние на все стороны общественной жизни. С помощью Интернета стало возможным активно обмениваться информацией в области науки, культуры, образования, искусства, получать последние известия о событиях в стране и мире, расширять доступ к фондам библиотек, архивов, музеев, создавать виртуальные выставки, экспозиции и виртуальные музеи. Этот динамично развивающийся интерактивный мир открывает людям разнообразные способы и формы обучения, общения, получения впечатлений, обмена опытом. Данную тенденцию можно наглядно проследить и в области школьного образования.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, в частности, возросшим интересом к проблемам и потребностям системы образования. Одним из приоритетных направлений реформы образования является модернизация образовательного процесса путём внедрения инновационных технологий в практику школьного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в различных видах деятельности школы, в том числе и в работе школьного музея.

Пространство школьного музея – это уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Тем самым в данном пространстве связываются воедино культура, образование и воспитание, что, бесспорно, важно сегодня, когда идёт процесс гуманизации образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.

Конечно, не каждый школьный музей имеет технические возможности использовать новейшие информационные технологии в своей практике. Но ведь модернизация системы образования и нацелена на то, чтобы решать подобные проблемы. Как справедливо отмечают специалисты, это необходимо не «просто для развития, продвижения вперёд, для поиска, исследований, но даже для ведения учёта и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчётности» [1, С. 8].

Следует отметить, что в последнее десятилетие Интернет не только превратился для детей в «естественную среду обитания» [2, С. 132], но также стал новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в Интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.

Интеграция инновационных технологий в работу школьного музея даёт возможность всесторонне развивать учащихся, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи. Например, сайт школьного музея «Истоки» гимназии города Новозыбкова (Брянская область) призван решать такие проблемы, как продвижение имиджа музея в информационном образовательном пространстве, обеспечение широкого доступа к экспонатам музея, оцифровка музейных коллекций, консолидация школьных организаций, привлечение партнёров, изучение истории Отечества, края и семьи, русской культуры [3].

Web-ресурс музея «Истоки» позволяет обмениваться информацией и опытом с другими школьными и государственными музеями. Чтобы сохранить многие экспонаты, находящиеся в ветхом состоянии (документы, газеты, фотографии и т. д.), сделать их достоянием многих и «более зрелищными» (что совсем немаловажно для современных детей), в музее используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают эффективность работы.

Музей «Истоки» также развивает электронную культуру учащихся посредством сбора и использования звукозаписей. В коллекции музея находятся оцифрованные записи голосов известных деятелей истории и культуры. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.

Таким образом, музей «Истоки» становится местом востребованных знаний, умений, навыков. Здесь наглядно реализуется принцип информатизации системы образования и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Важным видом использования информационно-коммуникационных технологий в музейном деле являются презентации, которые постоянно создаются и обновляются. Опыт «Музея традиций» школы № 65 г. Иркутска показывает, что разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширяет образовательное пространство как интерактивную развивающую среду [4, C. 37]. Это в свою очередь позволяет решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения.

Руководство музея истории школы МОУ СОШ № 1 г. Новосибирска в плане работы с мультимедийными презентациями продвинулось ещё дальше. Здесь мультимедийные презентации расценивают не только как перспективный метод в работе с музейной экспозицией, но и «как средство эффективного методического сопровождения образовательного процесса и методической поддержки образовательных и воспитательных программ школы» [5, С. 71] путём создания различных учебно-методических комплексов («История Новосибирска в лицах», «История школы», «Опалённые войной»).

Такого рода деятельность помогает решать проблему площадей, которая актуальна для любого школьного музея. Виртуальный ресурс неограничен и музей постепенно формирует свое образовательное пространство.

Внедрение в работу школьных музеев инновационных технологий позволяет не только упростить систему учёта фондов, включить в музейное пространство различные динамические модели и виртуальные экскурсии, активно использовать принцип обратной связи, но и создавать «мощную эмоциональную мотивацию» [6, С. 56] для учащихся. Например, это наглядно реализуется в практике «школьного музея Арктики» ГОУ СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга, где силами активистов музея были созданы интерактивная карта Арктики, интеллектуальные компьютерные викторины и даже компьютерная игра на тему арктических экспедиций [6, С. 56-57].

«Музей Отваги» школы № 93 г. Тольятти – это другой, необычный пример использования информационных технологий в деле сохранения исторической памяти. В данном случае речь идёт о целом интерактивном музейном комплексе, который создан «как экспериментальная модель школьного музея с применением современных музейно-образовательных технологий» [7, С. 123]. Цель музея состоит не только в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, но и в развитии нравственно-личностных качеств, творческой активности учащихся. В работе музея здесь активно «используются различного рода интерактивные задания, компьютерные сюжеты, тематические игры, информационные, мультимедийные и коммуникационные технологии…, что в целом способствует формированию ключевых образовательных компетенций, повышению уровня самопознания, самоопределения, самооценки, а также формированию гражданской позиции учащихся» [7, С. 124].

В начале 2000-х гг. в рамках раздела «История» Интернет-проекта «СОМ - В помощь учителю» появилась рубрика «Школьные музеи», на которой собираются ссылки на соответствующие страницы в Интернет-сети, что позволило скоординировать Интернет-взаимодействие и Интернет-позиционирование школьных музеев [8, С. 28]. В основном здесь представлены московские школьные музеи, но есть опыт работы и в регионах: Ярославль, Барнаул, Омск, Саранск. Интернет-проект «СОМ – В помощь учителю» и журнал «Вопросы Интернет-образования» оказывают информационную и методическую поддержку всем заинтересованным школьным музеям [8, С. 28]. Инновационные технологии наполняют исследовательскую деятельность школьных музеев дополнительным смыслом, являются своеобразным импульсом в развитии школьного музейного дела.
Для содействия обмену опытом между профессиональными и школьными музеями в области практической работы и музейной педагогики Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) в 2005 г. представило проект «Музей, школа, Интернет» [9]. Цель партнёрства — разработка, внедрение и популяризация современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях образования и культуры. Использование этого нового инструментария в деятельности школьных музеев, призвано способствовать активизации интереса молодого поколения к истории и культуре Отечества, края и семьи. В рамках проекта систематически проводятся конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, интернет-конкурсы и формируется база данных школьных музеев России и ближнего зарубежья [2, С. 137].

«Школьные музеи в Интернете» — это база данных о более чем 300 школьных музеев России.

Здесь выставлены работы школьников и собраны методические материалы по музейной педагогике. В ходе работы над проектом сформировалось активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников. Также был создан интернет-каталог «Музеи – школе», который призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителям и родителям быть в курсе новых музейно-педагогических разработок и программ.

В целом следует отметить, что информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технического оснащения школьных музеев, хотя это также важно, сколько проблемы, связанные с развитием школьника как личности, готовой учиться и работать в современном информационном обществе, сохранять культурное наследие. Использование Интернета постепенно формирует новый облик школьного музея [10, С. 21]. Причем, несомненно, положительной динамикой является всё большее использование инновационных технологий в школьных музеях различных регионов России.

Примечания

  1. Алексеева, Е.В. Музей в школе: перспективы развития [Текст] / Е.В. Алексеева // Музей в школе: перспективы развития. Сб. статей / Под общ. ред. Е.В. Алексеевой. – М.: НП «СТОиК», 2006. – С. 4–9.
  2. Юхневич, М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) [Текст] / М.Ю. Юхневич. – М.: НП «СТОиК», 2007. – 168 с.
  3. Сайт школьного музея «Истоки», Брянская область, г. Новозыбков [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mus-istoki.narod.ru/ (дата обращения: 08.08.2011).
  4. Голубева, Н.Т., Ружников, М.С. Школьный Музей традиций [Текст] / Н.Т. Голубева, М.С. Ружников // Музей в школе: перспективы развития. Сб. статей / Под общ. ред. Е.В. Алексеевой. – М.: НП «СТОиК», 2006. – С. 35–38.
  5. Васильева, О.К. Мультимедийные презентации в музейной педагогике [Текст] / О.К. Васильева // Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений: IV Открытая региональная научно-практическая конференция / Отв. ред. В.А. Орлова. – Новосибирск, 2008. – С. 67–72.
  6. Маркова, Е.Н., Шапиро, К.В. Сохранение традиций в XXI веке [Текст] / Е.Н. Маркова, К.В. Шапиро // Музей в школе: перспективы развития. Сб. статей / Под общ. ред. Е.В. Алексеевой. – М.: НП «СТОиК», 2006. – С. 54–57.
  7. Ланкова, Н.М., Горяинова, Ж.Н. Школьный музей как центр социализации подростков и молодёжи [Текст] / Н.М. Ланкова, Ж.Н. Горяинова // Актуальные проблемы современного музейного дела. Сб. трудов / сост. И.М. Коссова – Вып. 8 – М.: Изд-во ИКАР, 2010. – С. 122-125.
  8. Драхлер, А.Б. Спасёт ли Интернет школьные музеи? [Текст] / А.Б. Драхлер // Музей в школе: стимул к размышлению. Сб. статей / Под общ. ред. Е.В. Алексеевой. – М.: НП «СТОиК», 2005. – С. 24–28.
  9. «Музей, школа, Интернет» [Электронный ресурс]. – URL: http: //museum.npstoik.ru/ (дата обращения: 11.06.2011).
  10. Потягов А.В. Новейшие информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы в практике школьного музея [Текст] / А.В. Потягов // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. -2012. - № 4. – С. 19-22.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены