РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция медиаобразования в учебно-воспитательный процесс

В документах Совета Европы «медиаобразование (media edисаtion) определяется как обучение/воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [3].

«С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно – педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более востребованным, а главное – необходимым в современной российской социокультурной ситуации” [5].

Общество сегодня живет и работает в период информационного взрыва, радикально меняющего отношения между людьми. Научить современное подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная и важная задача.

В условиях открытых обществ формировать у учащихся критическое мышление, медиакомпетентность важно как в личностном плане, так и в социальном.

Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

  • обеспечить высокий уровень знаний школьников, умение правильно и результативно применять их на практике;
  • развивать и поддерживать творчество учащихся;
  • вовлечь учеников в познавательный процесс;
  • грамотно работать с информацией;
  • установить интегрированные связи между всеми школьными дисциплинами;
  • организовать учебную деятельность школьников так, чтобы она способствовала развитию интересов и возможностей всех учеников.

Одна из наиболее необходимых, на наш взгляд, форм организации работы с учащимися, обеспечивающая достижение указанных целей, – интеграция медиаобразования в учебно-воспитательный процесс.

В связи с этим, можно обозначить три возможных пути реализации медиаобразования в сельской школе.

Первый путь – появление в учебном плане специального соответствующего предмета – при всех выгодах на практике оказывается не реализуемым в связи с перегруженностью учебных планов школ.

Второй возможный путь – введение факультатива – более практичен, однако им будет охватываться лишь небольшое число учащихся, что не соответствует значимости медиаобразования в современном обществе. То же самое можно сказать и об элективных курсах, так как в этом случае речь может идти о немногих учащихся, выбравших данный курс школах.

Третья возможность – интеграция медиаобразования с базовыми предметами, уже изучающимися в школе. В этом случае сложность представляет вхождение в устоявшиеся в той или иной степени курсы новых целей, знаний и умений.

С 29 августа 2012 года решением методического совета (протокол № 1 от 29.08.12г.) принято считать «Интеграцию медиаобразования в УВП» основной методической проблемой МБОУ Морско-Чулекской ООШ. Приказом по школе (№ 30 от 1.09.12 г.) были назначены творческие группы и их руководитель, утвержден план работы творческих групп на 2014-2015 учебный год.

В соответствии с Положением о ШЭП по медиаобразованию и приказом по школе в нашем образовательном учреждении ведется активнейшая деятельность по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. В рамках этой деятельности, значимым событием стал выпуск школьного журнала научных и творческих работ учителей и учащихся «Бригантина», который помог бы увидеть, насколько необходимо медиаобразование, насколько оно интересно, какой простор дает для творческого самовыражения.

При непосредственной информационной поддержке Таганрогского педагогического института им. А.П. Чехова, а именно заместителя директора по научной работе А.В. Федорова, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, Межрегиональной общественной организации «Информация для всех» журнал «Бригантина» был учрежден.

В положении об издании школьного издания отражены все стороны деятельности коллектива учителей и учеников. Основная задача этой работы – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников и учителей. Реализация этой цели позволяет формировать научные взгляды на изучение предметов и масс-медиа, пропагандировать знания о дисциплинах и медиа, знакомиться с современными методами научно-исследовательской работы, стимулировать совместную деятельность учителей и учащихся, а также устанавливать научные и творческие связи с различными научными сообществами.

Редакционная коллегия (РК), сформированная из учащихся и учителей, выбирает тему журнала и режим работы в пределах целесообразности, обладает правом использования материально-технической и информационно-справочной базы школы, получает методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов журнала. РК предоставлено право представления выпущенного журнала на школьных, городских, областных и Российских конкурсах и конференциях.

Формирование и выпуск журнала имеет 3 стадии: подготовительную, основную, и заключительную. На подготовительной стадии осуществляется выявление желающих работать в сообществе, сбор и изучение исходной информации, необходимой для формирования журнала; овладение методами исследования и подготовка материалов для предстоящего выпуска журнала. На основной стадии проводятся исследования, поисковая работа, обработка данных, выявление общих тенденций и закономерностей, новых свойств и других результатов исследований.

Заключительная стадия представляет собой подведение итогов работы, определение научной новизны и практической значимости полученных результатов, составление чернового плана, представление на утверждение МО и главному редактору.

Представленный анализ, конечно же, не отражает абсолютно всех сторон деятельности учеников и учителей в создании школьного журнала, однако становится очевидным, что данный проект получил живую широкую поддержку, он востребован современным процессом, многим интересен и полезен. Все большее количество учащихся выражают желание и готовность творчески самореализовывать себя, активно сотрудничая с изданием. За это время вышли уже четыре номера данного журнала. №1, №2, №3, №4 (объемом 36 листов);

Учителем русского языка и литературы первой категории подготовлена и выпущена рабочая программа факультативного курса по медиаобразованию для учащихся общеобразовательных школ с 5 по 11 класс, которая вызвала горячий интерес у представителей педагогического сообщества разных регионов.
МБОУ Морско-Чулекская ООШ подписала ряд договоров о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе в рамках медиаобразования. (Договор с «Институтом содержания и методов обучения учреждения Российской академии образования», с Херсонской академией последипломного педагогического образования, с Запорожской академией последипломного педагогического образования, с ООШ №1 им. А. Довженко (г. Новая Каховка) и.т.д.)

В рамках договора о сотрудничестве, совместно с ООШ № 1 им. А. Довженко подготовлен и проведен «Международный научно-практический семинар «Интеграция медиаобразования в условиях современной школы», в котором приняли участие учителя школ г. Новая Каховка, школ близлежащих городов и районов, учителя Морско-Чулекской школы, представители ТГПИ им. А.П. Чехова, ЮФУ и РАО. Так же в рамках договора о научно-педагогическом сотрудничестве был организован международный круглый стол по вопросам медиаобразования, в котором приняли участие педагоги школ Херсона и области.

Педагоги нашей школы, активно работающие над медиаобразованием, опубликовали более 20 научных работ по данной тематике, в том числе 5 в журналах ВАК.

МБОУ Морско-Чулекская ООШ стала инициатором «Первого районного конкурса школьных медиа», в котором приняли участие 28 школ района. Конкурс проводился по следующим номинациям: «Лучший сайт», «Лучшая стенная газета», «Лучшая газета», «Лучший школьный журнал», «Лучший телерепортаж»

Актуальность данного направления можно подтвердить данными анкетирования, проведенного в пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом классах Морско-Чулекской школы. Из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, на предложение выделить из приведенного списка 3 наиболее значимых для себя источника информации, 30 человек назвали интернет, 11 школьников – кино, телевидение, а учебник и слово учителя – всего 9 человек. Проведенный опрос показывает, что школа для ученика уже не является не то что единственным, но даже определяющим источником знаний.

Таким образом, интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета. Это поможет обеспечить индивидуальную образовательную траекторию подростков в процессе обучения, сделать процесс преподавания более интересным и доходчивым, приближенным к окружающей действительности, но и подготовит учащихся к взаимодействию с реальным миром, поможет им разобраться в огромном потоке информации, обрушивающимся на них из различных источников.

Литература

  1. Авдеева Г. В. Интегрированное медиаобразование при обучении литературе // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы /Под. ред. А.В. Федорова, А.С. Галченкова. Таганрог: ТГПИ и МОУ СОШ №22, 2010.90с
  2. Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1978. С. 16.
  3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова, Таганрог: Изд–во Таганрог. гос. пед. ин–та 2009. С. 10.
  4. Галченков А.С. Медиаобразовательные ресурсы на уроках литературы в средней школе // Образовательные технологии XXI века / Под.ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М. 2010. С. 117.
  5. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. 1998 / www.belti.msk.ru/edn/stat.htm
  6. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2005. С.169 – 182; 203 – 211.
  7. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2008. № 3. С.5.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.