РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование проектных технологий как инструмент для формирования общих и профессиональных компетенций

Использование проектных технологий как инструмент для формирования общих и профессиональных компетенций

Автор: 
Т.В.Николаева
преподаватель
ГБП ОУ Тверской технологический колледж

Современное общество предъявляет непростые требования к личности конкурентоспособного специалиста. Для работодателя важным является наличие у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности [1].

Он должен обладать не только:

  • специальными и узко профильными знаниями, умениями и практическими навыками (высокий образовательный уровень),
  • но и
  • быть профессионально мобильным;
  • уметь вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности;
  • быть способным к гибкому изменению деятельности и мышления в зависимости от меняющейся ситуации и т.д.

Такие требования заказчика диктуют новые подходы к качеству образования.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

В последнее время процесс обучения заметно видоизменился, все больше учитываются потребности и возможности личности. Интенсивно внедряются инновационные технологии, активные формы и методы обучения.

Одной из таких технологий творческого, креативного подхода к решению возникающих задач, в которой обучаемые становятся активными субъектами образовательного процесса, является метод проектов.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для студента и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Данная технология позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы. Процесс завершается вполне реальным, практическим результатом и оформленной работой.

Главная деятельность в проекте включает исследование и приобретение обучающимися новых знаний.

В процессе проектной деятельности, как выход, у студентов формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. РЕФЛЕКСИВНЫЕ – осмыслить задачу и решить, что нужно для её реализации.
  2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ – самостоятельно генерировать идеи, использовать знания из различных областей, находить информацию, предлагать варианты решения проблемы.
  3. умения и навыки РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (коллективная работа, взаимодействие, взаимопомощь)
  4. МЕНЕДЖЕРСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – (проектировать и прогнозировать деятельность, время, ресурсы)
  5. КОММУНИКАТИВНЫЕ – выступать на аудиторию, вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения)
  6. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ – уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы

Обучающиеся выполняют действия специалистов, работающих в области конкретной дисциплины. Когда они работают в информационно-справочных системах для сбора информации, выполняют проектную документацию, для выполнения которой необходимо владеть автоматизированными системами проектирования, разрабатывают мультимедийную презентацию, обучающиеся участвуют в реальной деятельности, выходящей за рамки образовательного учреждения [2].

Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение многих лет в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, в частности «ПМ 01. МДК 01. 01

Раздел 1. Раздел «Архитектура зданий» - курсовое и дипломное проектирование.

Курсовое и дипломное проектирование – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентом комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения.

ЦЕЛЬ указанной темы курсового проекта заключается в проектировании объекта строительства в соответствии с технологическими, техническими, архитектурно-художественными и экономическими требованиями, предъявляемыми современным домостроением.

ЗАДАЧИ исследования - это выбор путей и средств достижения цели. Задачи лучше всего формировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели, а их количество определяется глубиной исследования.

  • Изучение нормативной и технической литературы по теме исследования;
  • Анализ материально-сырьевой базы района строительства;
  • Разработка объёмно-планировочного и конструктивного решения здания;
  • Внедрение современных строительных технологий возведения;
  • Расчёт технико-экономических показателей и оценка эффективности строящегося объекта.

Выполнение проекта включает в себя следующие ЭТАПЫ:

1. Подготовительный (осознание проблемы и возможности её решения) – как показала практика это самое сложное при использовании данной методики. Необходимо чётко поставить цели и задачи, сориентировать обучающихся на отбор необходимой информации.

2. Конструкторско-технологический – непосредственная работа над проектом.

На этом этапе студенты решали целый комплекс задач, направленных на выполнение проекта:

  • разбиение проекта на части;
  • выбор строительных материалов, современных технологий, источников информации;
  • разработка архитектурно-строительной документации – рабочих планов, разрезов, узлов конструкций и т.д – реализация проекта.

3. Оформительский – студент оформляет собранный и структурированный материал в виде определённого продукта их деятельности.

  • оформление графической части и пояснительной записки в соответствии с требованиями ГОСТ;
  • выбор формы представления презентации.

4. Заключительный этап – презентация проекта – (оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта).

Главная деятельность в курсовом проектировании включает исследование и приобретение студентами новых знаний и умений. При разработке проекта у студентов есть выбор и это позволяет им отстаивать свои интересы. В поисках ответов на свои вопросы они исследуют информацию по всем специальным дисциплинам: Строительное черчение,

Строительные материалы. Архитектура зданий, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Строительные конструкции. Использование умений пользоваться системами автоматизированного проектирования (графические редакторы Компас, Автокад) предоставляет возможность «проиграть» различные варианты развития исследуемого материала. Всё это позволяет студентам в будущей профессиональной деятельности находить альтернативные решения в сложных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: сегодня умение самостоятельно решать проблемы и принимать ответственность при реализации производственных задач является неотъемлемой чертой современного специалиста. Именно такого выпускника от образовательных учреждений ждет работодатель.

Особенностью метода проектов, является то, что данная методика предполагает долгосрочное выполнение задания, из занятия в занятие студент пополняет свой проект новыми решаемыми им вопросами, детально разрабатывает проблему, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Организация учебного процесса на основе проектного подхода обучения способствует повышению качества общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов, а также обеспечивает выпуск компетентных конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.

Литература:

  1. 270802 Промышленное и гражданское строительство. Государственный образовательный стандарт
  2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  5. Ковалева, Ф.Р., Файзуллина, Р.Б. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении дисциплин специализации / Ф.Р. Ковалева, Р.Б. Файзуллина // Инновационные технологии – гарантия качественного образования студентов и специалистов. – Казань: Издательство МКС, 2010. – С. 49-52.
  6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  7. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] – статья на сайте Российской Академии Образования. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm, свободный.
Николаева Татьяна Валерьевна14.10.2015 9760 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar