РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной и основной школы №656 им. А.С.Макаренко

Троицкая Елена Ивановна

Троицкая Е.И.,
учитель информатики

В постиндустриальном обществе культурный уровень молодёжи наряду с другими составляющими формирования личности включает информационную культуру, основа которой закладывается в образовательной организации. Стремительное развитие и распространение современных информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса оказывает возрастающее влияние на изменение во всех сферах общественной жизни: науке, культуре, образовании. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства. Появление учебных учреждений нового типа, ориентированных на личность ребенка, таких как гимназии, лицеи, колледжи, центры образования, связано с повышением качества образования.

Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательной организации ставит перед учителями-предметниками задачу повышения качества образования. Обществу необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать нестандартные пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому обучающемуся в процессе учебной деятельности; развитие индивидуальных способностей для проявления личности. Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В образовательной организации при классно-урочной системе и дополнительном образовании этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить». Метод проектной деятельности позволяет обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления его гражданской позиции осознания культурно-исторической, социальной и духовной жизни.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении одна из наиболее важных и устойчивых тенденций образовательного процесса, обеспечивающего его эффективность. Одной из важнейших проблем школьной информатики остается проблема обоснования содержания этой учебной дисциплины, условия ее общеобразовательной значимости. Повысить значимость информатики и качество знаний по предметам можно, преподавая ее интегративно с другими предметами, при этом решается еще одна существенная проблема - проблема перегрузки детей одночасовыми предметами

Проектный метод с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет:
реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание;

  • приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками;
  • обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • навыки работы и делового общения в группе;
  • развить инициативу обучающегося, а главное - повысить качество получаемого обучающимися образования.

Так, в учебный мультимедийный проект могут входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, для обработки которых необходимо научиться работать с новыми программными продуктами. Для успешной реализации проекта необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются обучающимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на уроках, т.е. найдет свое практическое применении, то обучающиеся будут работать над проектом с большей отдачей.

В нашей школе метод проектов используется на протяжении 15 лет, он позволяет не только повысить интерес обучающихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе обучающихся. Наиболее интересные проекты обучающиеся старших классов демонстрируют и защищают на неделе информатики перед младшими, передавая свой опыт младшим и подготавливая их для создания и разработки своих собственных проектов.
Результативность проектно-исследовательской деятельности показывает заинтересованность девушек и юношей к разработке проектов. Наши работы занимали призовые места на окружных и городских олимпиадах: проект «Электронное пособие по природоведению 5 класс» 3 место в номинации «Образовательный проект» на XVII Московском конкурсе проектов в МИОО; проект «Безопасность информации» 2 место в открытом межрегиональном сетевом конкурсе проектов 2010 год; проект «Экология города Москвы» получил диплом 3 степени на III этапе Всероссийской Олимпиады школьников.

Северный административный округ города Москвы знаменит своей историей. Приобщение обучающихся к истокам жизни своего района является неотъемлемой часть системы образования в ГБОУ «Школа №656». Обучающиеся школы с большим интересом выполняют проекты, связанные с историей района: проект «Семь чудес нашего края» стал финалистом проектно-исследовательских работ межрегионального конкурса, проект учеников 4 класса «Город будущего» занял 2 место на окружной олимпиаде.
В 2015/2016 учебном году творческий проект «Восстановление Тимирязевского парка», выполненный обучающимися 10-11 классов, на основе истории создания раскрывает проблемы парка и предложения по восстановлению лесопарка и его сохранению, по его благоустройству и организации охраны, стал победителем межрайонного конкурса «От идеи к воплощению».

Проектной деятельностью увлечены в настоящее время не только обучающиеся старшей и средней школы, но и начальной школы. Разнообразны и интересны темы проектов.
Первые проекты, такие как «Новогодняя открытка» или «Моя любимая сказка», очень просты и индивидуальны, здесь учащиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации. Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом и положительно влияющая на качество выполнения проекта. Разнообразные и интересные темы проектов по учебным предметам: «Древний город», «Животный и растительный мир», «Русские народные сказки», «Русский язык», «Математика» - никого не оставляют равнодушными и заставляют работать над проектом самостоятельно и увлеченно с полной отдачей творческих сил и заниматься поиском, обработкой и получением новой информации. В основу большинства проектов положены идеи о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат по таким предметам, как «Русский язык», «Математика», «Естествознание», «Литература», благодаря решению практически задач интересных и нужных на данный момент. Законченные работы можно будет не только увидеть, но и использовать в дальнейшем на уроках, а учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной деятельности, будут подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач, взятых их жизни в старшей школе.

Выполнение учебных проектов позволяет не только выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру и прогрессу, но и существенно повысить качество получаемого образования и активизировать познавательную деятельность молодёжи.

Троицкая Елена Ивановна11.10.2016 1900 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar