РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Этапы работы над коллективным пректом

Васильева Лилия Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №6»

Организация работы над коллективным проектом на уроках и во внеурочной деятельности

Этапы работы над коллективным пректом

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы, требуются такие методы обучения, которые

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

При организации проектной деятельности придерживаюсь следующих принципов.

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить о сотрудничестве между мной и учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решении проблемы, оформлении и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя система работы над проектами, пришло понимание места проектной деятельности в образовательном процессе. В ходе работы над проектом реализуются технологии: проблемного обучения, развивающего обучения и информационно-коммуникативные.

Я решила приступить к занятиям по проектной деятельности со 2 класса.

Работа по проекту состоит из нескольких этапов, которые схожи со структурой учебной деятельности, на которую я и опиралась в своей работе.

I этап. Формирование мотива.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

На уроках русского языка при обобщении знаний о согласных звуках и буквах мною была проведена самостоятельная работа, которая показала, что дети испытывают трудность в запоминании шести пар согласных букв, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. А ведь именно написание этих букв вызывает у всех трудности.

Перед учащимися был поставлен вопрос: Как запомнить эти буквы?

Было выявлено несколько способов запоминания:

  • приведение материала в систему удобную для запоминания
  • составление плана
  • повторение материала
  • привлечение внимания к тому, что нужно усвоить
  • использование при запоминании разных видов памяти и некоторых индивидуальных особенностей своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную)
  • применение полученных знаний в практической деятельности

Последние два способа запоминания заставили нас призадуматься. А может быть и в самом деле будет легче запомнить, если мы сделаем поделки этих букв и картинки к ним своими руками.

II этап. Постановка учебной задачи.

Здесь идёт формулировка проблем и выбор главной среди них. Определяется цель исследовательской деятельности, формулируются задачи. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

Проблема, которая возникла перед нами, оказалась для всех нас общей, в работе над проектом принял участие весь класс. Мы вспомнили различные способы выполнения поделок:

  • нарисовать
  • вылепить из пластилина
  • выполнить аппликацию

В 1 классе мы познакомились с таким видом декоративно-прикладного творчества, как «квиллинг» (бумагокручение) и мы решили выполнить нашу работу в такой технике.

Целью нашей работы явилось изготовление наглядного пособия по русскому языку в технике« квиллинг».

Для достижения нашей цели мы должны были решить следующие задачи:

  • познакомиться с историей «квиллинга»
  • продолжить изучать различные приёмы работы в технике «квиллинг»
  • создать комплект наглядного пособия к уроку русского языка по данной теме.

III этап. Учебные действия. Моделирование.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

Итак, мы выдвинули гипотезу, что на основе решения поставленных задач можно основательно запомнить шесть пар согласных букв, которые обозначают парные по звонкости-глухости согласные звуки.

В ходе работы мы использовали следующие методы:

  • сбор информации с использованием библиотечных и Интернет-ресурсов
  • изучение способов работы в технике « квиллинг »
  • разработка и изготовление поделок.

На этом этапе также формировались мелкие проблемы. Эта работа шла в группах. Дети определяли, обсуждали, искали ответы на все подтемы, которые вошли в план решения проблемы. Этот план помог нам выполнить наглядное пособие. А именно:

  • одна из групп познакомилась с историей « квиллинга »
  • вторая группа изучала свойства бумаги и выбрала те, которые необходимы нам для работы, а также отобрала инструменты
  • третья группа познакомилась с технологией изготовления
  • четвёртая группа осваивала новые способы работы в технике «квиллинг».

IV этап. Представление проекта (защита).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Итак, мы изготовили наглядное пособие. Для этого мы на картон нанесли изображение букв и предметов. Затем выполнили модели «квиллинга » и наклеили их по рисункам. К каждой паре букв подобрали картинку предметов начинающихся на эту букву так, чтобы они были связаны между собой по смыслу. Вот что у нас получилось.

После знакомства с историей «квиллинга», изучение различных приёмов в технике «квиллинг», создания наглядного пособия по русскому языку мной была проведена ещё одна самостоятельная работа, которая показала высокий уровень запоминания шести пар согласных букв, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.

V этап. Подтверждение гипотезы.

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, если мы сделаем поделки букв и картинки к ним своими руками, то мы их лучше запомним. Этот приём запоминания мы будем использовать и дальше.

Эта работа увлекла детей и самые активные из них обобщили всю информацию, которую подготовили группы.

Оформление работы.

Оформление работы должно соответствовать установленным требованиям:

  • титульный лист

Он содержит следующую информацию: название фестиваля и работы, сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс) и научного руководителя (Ф.И.О., должность, место работы).

  • содержание

В содержании должны быть включены основные заголовки работы: введение, развёрнутый план основной части, заключение, список литературы, название приложений и соответствующие номера страниц.

  • введение

Оно должно включать в себя формулировку цели и задач, методов исследования, краткий обзор использованной литературы и источников, отражать актуальность темы исследования, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

  • основная часть

Она должна носить исследовательский характер, предлагать новое, оригинальное решение выбранной проблемы, включать промежуточные выводы по итогам каждого этапа исследования.

На примере моей работы вы увидели, что каждые этапы, которые дети прошли, носили исследовательский характер. Дети сами находили, отбирали и оформляли материал. А именно:

  • история возникновения «квиллинга»
  • инструменты
  • бумага
  • технология изготовления
  • модели «квиллинга»

Всё это помогло им воплотить их оригинальное решение выбранной проблемы. Они изготовили поделки букв и картинки к ним в технике «квиллинг» так, чтобы они были связаны друг с другом по смыслу. Создание данного наглядного пособия способствовало повышению качества знаний по теме парные согласные.

Все эти этапы работы они и описали в основной части.

  • заключение

Здесь в лаконичном виде формулируются выводы и результаты исследования, полученные автором. Указываются направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов работы.

  • список используемой литературы и других источников

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включаться в строгой последовательности: фамилия, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства: год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Каждая структурная часть начинается с новой страницы.

Результатом нашей работы стало изготовление наглядного пособия и презентация, с которой дети выступили на конференции, где получили дипломы II степени.

Преимущества коллективных проектов:

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
  5. В ходе выполнения проектов формируется большое количество умений и навыков, которые со временем становятся компетентностями, ученики приобретают положительный опыт деятельности.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним самых эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены