РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования экологической культуры школьников

В настоящее время существует большое количество различных методов и форм экологического воспитания учащихся. Туристско-краеведческая деятельность является одной важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования.

В течение двух лет на базе нашей школы в летний период работает экологический палаточный лагерь «Полярная сова» с целью воспитания у школьников любви к своей малой родине, понимания ценности природы в жизни человека. Работа лагеря включает четыре направления: экология, исследовательская деятельность, природоохранная деятельность и оздоровление. Были поставлены следующие задачи: углублять знания учащихся о многообразии организмов; формировать умения и навыки, необходимые для ведения полевых работ и практической работы по охране окружающей среды; повышать интеллектуальный уровень школьников; формировать навыки научно-исследовательской деятельности; изучить природу окрестностей с. Кюсюр; укреплять здоровье учащихся.

Программа экологического лагеря была составлена в соответствии с выбранными направлениями. В лагере занимались и отдыхали учащиеся 7 - 10 классов. В первый год палаточный лагерь был разбит в живописных окрестностях с. Кюсюр Булунского улуса, в районе речки Булункан вниз по течению р. Лена, на второй год лагерь открылся на уч. Чекуровка в 40 км вниз по течению р. Лена.

Ребята составили график дежурств. Дежурный по лагерю должен был помогать повару, таскать воду, готовить дрова, следить за порядком, выполнением режима дня. Лагерный день каждое утро начинался с зарядки и пробежки. Затем ребята завтракали и до обеда получали теоретические знания. Пообедав и чуточку отдохнув, мы шли в поле, то есть вели исследования в природе. Ребята занимались исследованием экологического состояния озера, реки; изучали строение рыб; поведение птиц. Учащимися были собраны гербарии местных растений, коллекция насекомых и природных камней. Все исследования школьники проводили с большим удовольствием и высоким познавательным интересом, что положительно сказывалось на результатах. Одновременно учащиеся приобретали навыки ведения и грамотного оформления научно – исследовательских работ.

Наряду с теоретическим и практическими занятиями проводились лабораторные работы «Строение чешуи рыб», «Внутреннее строение листьев», «Строение простейших» и др.

Учащиеся готовили микропрепараты и рассматривали их под микроскопом. Также были организованы увлекательные экскурсии, походы на дальние расстояния, покорение высокой горы, в которых у учащихся вырабатывались такие качества как выносливость, взаимовыручка и чувство коллективизма. Были проведены практические занятия по выживанию в тундре, биологические викторины, экологические игры. Руководители и дети вели совместную работу по созданию экологической тропы.

Активно велась и оздоровительная работа. Каждый день был насыщен спортивными мероприятиями. Учащиеся с большим удовольствием играли в волейбол, футбол, бейсбол, участвовали в эстафетах, весёлых стартах. Наша северная погода оказалась к нам благосклонна - было жарко и солнечно. Поэтому ребята ловили удочкой рыбу, купались и загорали.

Сезон был закрыт «Вечером дружбы». Учащиеся выпустили стенгазету, в которой поделились своими впечатлениями и пожеланиями, были просмотрены фотографии и видеосъёмки из жизни лагеря. По результатам анкетирования каждый участник получил свою номинацию («Самый умный», «Самый спортивный», «Самый выносливый» и т.д.).
Впереди ребят ждёт новый учебный год. По проведённым исследованиям школьники будут защищать свои проекты на школьных и улусных научно – практических конференциях.

В будущем планируется наладить тесную работу с сотрудниками заповедника «Усть – Ленский», так как очень важна помощь специалистов в проведении научно-исследовательских работ.

Также важным в формировании экологической культуры обучающихся является проектно – исследовательская деятельность. С этой целью в нашей школе образовано научное общество «Полярная сова».

Работа организуется по разработанному и принятому плану по следующим направлениям: физико – математическое, естественно – научное и гуманитарное. Проведение исследовательской работы ведётся поэтапно: знакомство о том, как делается научная работа, выбор темы проекта, выявление и постановка проблемы, знакомство с литературой, уточнение цели и задач исследования, выбор методики проекта, проведение исследования, обработка результатов и их обсуждение, формулировка выводов. На всех этапах выполнения исследовательской работы важно уделять внимание на приобретение обучающимися новых знаний, умений и навыков. В процессе создания проекта обучающийся учится самостоятельному анализу, осмыслению полученных результатов, учится творчески мыслить, становится инициативным. Исследовательская деятельность требует от школьника максимальной самодисциплины, что также является одним из важных моментов учебно – воспитательного процесса. Свою специфику имеет проектная исследовательская деятельность младших школьников. Темы проектов выбираются по уровню значимости для самих детей и уровню их готовности к проведению исследования.

Здесь неоценимую помощь оказывают родители обучающихся. Руководителями работ младших школьников бывают сами родители, которые были вовлечены в исследовательскую деятельность.

В течение учебного года обучающиеся работают над созданием исследовательской проекта. Результаты готовой работы представляются и защищаются на ежегодной школьной конференции «Первые шаги в науку». Из года в год растёт количество участников конференции, также становятся интереснее и разнообразнее темы и виды исследовательских работ. Ребята выбирают значимые и актуальные темы для своих проектов. Большинство работ затрагивают проблемы экологии и здоровья, носят краеведческий характер.

Например, обучающиеся представили такие исследовательские работы как «Память Булуна», «Бытовая химия – за и против», «Влияние полярной ночи на здоровье школьников», «Вкусный яд», «Мастера слова», «История национального костюма», «Уровень здоровья моих одноклассников», «Интернет – зависимость учащихся Кюсюрской средней школы», «Познай самого себя» и многие другие. Победители школьного этапы направляются для дальнейшего участия в улусной научно – практической конференции школьников.

Следующий этап – это участие победителей - лауреатов улусной НПК в республиканской конференции школьников «Шаг в будущее». Из – за сложной транспортной схемы и отдалённости нашего посёлка, очное участие наших ребят затруднено. Но несмотря на это, наши обучающиеся второй год выезжают для участия в работе республиканской НПК и успешно защищают свои работы. В 2013 году ученик 8 класса Винокуров Георгий стал дипломантом 2 степени, защитив исследовательскую работу «Память Булуна», ученицы 7 класса Бетюнская Анастасия, Лаврова Дарья и Корякина Анна признаны дипломантами 3 степени с работой «Мастера слова», в 2014 году Слепцов Сергей, ученик 6 класса – дипломант 4 степени, представивший работу «Кулаковский – основоположник якутской литературы».

Таким образом, создание экологического лагеря и проектно – исследовательская деятельность является эффективной формой работы и играют неоценимую роль в экологическом воспитании обучающихся.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.