РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Бюрократизация в системе образования

Бюрократизация в системе образования.

Давайте разберёмся для начала, что такое бюрократизация в глобальном смысле. И так, бюрократизация-это направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.
Спросите вы, как эти все слова связаны с образованием? К сожалению с недавних пор, бюрократизация и образование стали не разделимые половины одного целого. Звучит красиво, ну приносят ли эти слова такой же смысл? Попробуем в этом разобраться.

И так, чем руководствуются сотрудники учебных отделов при выделении учебных часов на тот или иной предмет, известно только им самим. Они не подотчётны педагогическому коллективу. Преподавателя лишь ставят в известность о количестве выделенных ему часов на лекции или семинары. Его мнение на этот счёт никого не интересует. Зато всех интересует, составил ли преподаватель выдуманные чиновниками многочисленные планы и отчёты, включая рейтинговые ведомости, компетентностные характеристики и прочие хитроумные формы проверки его работы. При этом никого не интересует, сколько времени потребовалось преподавателю на освоение всех форм отчётности и сколько времени приходится тратить в каждом семестре на заполнение их.

Если принять во внимание то, что, помимо планов и отчётов по учебной работе, приходится заполнять ещё и планы и отчёты по научной работе, причём во всё более совершенных формах, то окажется, что количество часов, затраченных на все виды отчётности, сопоставимо с учебной нагрузкой или с затратами времени на написание небольшого научного труда. Тем не менее эти затраты и времени, и сил совершенно не учитываются. Разберём всё это по порядку.

Так в статье Александра Тарасова «Обратно к не грамотной России» говориться о двенадцатилетке придуманная Российской академией образования, работники которой сразу сообразили, что таким образом они получат возможность насочинять множество новых учебников, учебных пособий и методичек (таких же чудовищных по качеству, что и предыдущие), то есть возможность положить себе в карман много-много бюджетных денег.

Так же вызывает много вопросов и возмущений бессмысленность бюрократической работы. Один из самых возмутительных случаев — требования разработки так называемых УМК, учебно-методических комплексов по дисциплинам. С необходимостью разработки кратких рабочих программ дисциплин не спорит никто, они нужны студентам. Но объем этих вспомогательных материалов которые составляют десятки, а то и сотни страниц, абсурдны и бесполезны.

Таким образом, учебно-методические комплексы — это не более чем бумажная пыль в глаза. И к тому же это всё занимает десятки часов каждого преподавателя, тонны бумаги, неисчислимое количество тонера.

Несколько лет назад около сотни педагогов из разных регионов России подписали открытое письмо Министру образования и науки РФ об острых проблемах современного образования, требующих незамедлительного решения. И одной из проблем была именно бумажная волокита. (1) Учителя отмечали, что бюрократический механизм отнимает время педагогов, предназначенное для работы с детьми, при этом их зарплата по-прежнему остается низкой и повышается только за счет дефицита кадров и двойной нагрузки.
«Обюрокрачивание» деятельности учителя ведет к падению престижа профессии, педагог ограничен в своей работе шаблонами (рабочими программами, технологическими картами урока) и вместо творческого поиска вынужден заниматься бумаготворчеством. Отсюда и снижение качества образования. Ведь, дефицит времени – обычное состояние практически для всех педагогов.

Перегрузка учителя – это следствие пересечения многочисленных заданий и проблем, которые стоят перед ним. Его задание – правильно выбрать личные и профессиональные приоритеты, а вместо этого он тратит время на исправление скобок и выравнивание полей в отчете.

Тяжело верится во всё это? Тогда будем говорить не субъективно, а объективно. И так обратимся к введение образовательных стандартов в школе, пункт «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования» ,который должен обеспечить:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Это только малая часть того, что педагог должен выполнять.

Ещё один факт, который вызывает множество возмущений и обсуждений- это новые учебники и утрата значимости старых. Например, для гуманитарных дисциплин учебники старше 5 лет уже не актуальны. То есть, если диалоги Платона изданы в 2007 году, то пользоваться ими в 2013 году, по мысли разработчиков, уже никак нельзя. И все эти бесчисленные рабочие программы, которые, естественно, никак и нигде не будут использовать в реальной педпрактике ни студенты, ни преподаватели (думаю, их не будут серьезно смотреть даже проверяющие министерские инстанции!), надо обновлять каждый год!

В учебниках, технических дисциплин с каждым новым изданием переформулируют теоремы, которые по мнению профессоров не являются точными и всем понятными. Но на это всё можно посмотреть и с другой стороны. В настоящее время наука и научные открытия двинулись далеко вперед. И то, что считалось неизвестным, стало вполне объяснимым и доказанным. Поэтому издание новых учебников необходимо для нововведения.

Вернёмся к дефициту времени. Бюрократизация педагогического процесса, загоняет преподавателя в такую клетку, что кроме заполнения бесчисленных бумажек и отчетов времени у доцента и профессора больше ни на что не остается - ни на живое общение со студентами, ни на науку, ни на личную жизнь. Например, если ребёнок не соблюдал закон 1539 и его задержали, то учитель вынужден будет заполнить кучу бумаг. А не много ли «школьная мама или папа» должны? Ведь, они тоже люди и им хочется не много свободы и полёта творчества и креативности. Даже для того, чтобы провести дополнительное занятие или простой классный час учитель должен просидеть за монитором не один час. И вы после этого ещё смеете говорить, что учитель виноват?

Обратимся к статье Иванова «Последние гвозди в гроб высшего образования», где он рассуждает о том в чём же цель бессмысленной канцелярской работы, навязанной чиновниками всей нашей Высшей школе? Да предельно простая: так убивается самое главное, на чем от века стояла и стоит вузовская жизнь - любовь преподавателя к своему предмету и к студенту. Но любовь к знанию и истинное бытие-в-знании могут быть только свободными. И без этой академической свободы - свободы любить свой предмет, свободы познавать и дарить полученное знание - не будет никакого «качества образования», никакой продуктивной вузовской науки, никакой рациональной организации педагогического процесса и никакого уважения достоинству преподавателя. Доказать это чрезвычайно просто: изобретение всевозможных критериев качества образования и центров по контролю за ним - прямо пропорционально неуклонному падению этого качества.

Требование от преподавателей обязательных публикаций в ВАКовских изданиях привело к созданию многочисленных журнальных «кормушек» и валу научной халтуры. Желательность ссылок на твои статьи в тех же ВАКовских журналах –к массовым бессмысленным ссылкам друг на друга; принцип годового премирования по таким сугубо формальным критериям –к ложной конкуренции в преподавательской среде.

От кучи требований у преподавателей опускаются руки. Но в 2014 году профсоюзом «Университетская солидарность» был инициирован сбор подписей под петицией с требованием к Министерству образования и науки отменить учебно-методические комплексы по дисциплинам УМК и дебюрократизировать сферу образования.
В течении нескольких недель обращения подписали более двух с половиной тысяч человек из 174 городов, поселков, станиц и сел от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Сочи. Характерно, что совсем недавно петицию стали подписывать преподаватели из Крыма.

Очевидно, что столь большое число подписавших петицию из множества городов и поселений свидетельствуют о наличии серьёзной системы проблемы предельной бюрократизации в российских вузах, школах, техникумов и колледжах. Значительная часть подписавших обращение указала причины поддержки, которые сами по себе являются свидетельством ситуации.

Некоторое время назад от Министерства образования и науки России был получен официальный ответ на петицию «Об учебно-методических комплексах». В нем утверждается, что поскольку в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании» образовательные организации обладают автономией и свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, технологий по реализуемым ими образовательным программам, то вопрос методического обеспечения ныне находится в компетенции самих организаций. Письмо Министерству образования и науки означает, по мнению ряда членов профсоюза «Университетская солидарность», с которым я полностью согласна, что министерство пытается в настоящее время переложить ответственность за бюрократизацию, запущенную им самим, на законодателей и руководство вузов.

Словом, современная тотальная бюрократизация образования и прямое государственное свертывание университетской автономии-это, в сущности, политика целенаправленного уничтожения творчества в вузе и уничтожения личного достоинства преподавателей.

Что же делать?

Продолжать преподавать так, как нам диктуют совесть и профессиональный долг. И не бояться говорить студентам, ученикам правду. И не бояться высказывать своё недовольство и возмущение в научных и публицистических статьях. И любить свой предмет вопреки всем временщикам-чиновникам. И объединять вокруг благих и правых дел, пусть самых малых. И, наконец, не писать никаких иллюзий по поводу деклараций о каких бы то ни было «реформах» образования.
Но не забывайте, что вы можете всё изменить!


Коада.Е.М31.01.2017 3340
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.