РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность на уроках английского и немецкого языков как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Опыт работы учителя иностранного  языка
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнедонского района
Мещеряковская средняя общеобразовательная школа
Крамсковой Марии Сергеевны

1. Введение

В соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, познавательной активности,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, уметь планировать свою деятельность. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (УУД). Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход, который является одним из методов реализации проектной деятельности.

Исходя из требований ФГОС, я сделала акцент на детской любознательности, неординарности, творчестве. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы отсутствия детского творчества является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Это возможно при использовании проектной деятельности на уроках английского и немецкого языков.

2. Актуальность проектной методики на уроках иностранного языка

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. Использование метода проектов характеризуется активным  включением в речевую деятельность, создает на уроке творческую, максимально приближенную к реальной языковой среде атмосферу. Проектная деятельность является моделью реальной деятельности на уроках английского и немецкого языков. Применение проектной методики актуально на всех ступенях обучения общеобразовательной школы. Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Технология проектирования  является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором  деятельности, консультантом  по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных  средств. Работа над учебным проектом  позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс  в результативную созидательную творческую работу.

 3. Примеры заданий использования проектной деятельности на уроках английского и немецкого языков

Длительность работы по применению проектной деятельности на уроках английского и немецкого языков составляет на данный момент 1 год 7 месяцев. Базой для проведения данного опыта послужили 3 и 6 классы МБОУ Мещеряковской СОШ. Поскольку именно в этих классах мне предстояло работать, я должна была внедрять на уроках разговорную монологическую и диалогическую речь в соответствии с темой своего самообразования. Для учащихся данный вид деятельности вызывал затруднения, поскольку использование разговорных навыков на иностранном языке представляет определенную сложность, а также отсутствует возможность их использования на практике и в реальной жизни. Моей главной задачей, в соответствии с требованиями ФГОС, стало развитие речевых навыков и умений посредством использования проектной деятельности на уроках иностранного языка. Представленный опыт работы является единой системой взаимодействия, направленной на развитие творчества учащихся через использование проектного метода.

Для эффективности опыта мною был намечен следующий план:

  1. (сентябрь- октябрь 2015 г) – определение цели, постановка задач; знакомство с технологией;
  2. (ноябрь- декабрь 2015 г.) – активное внедрение проектного метода в образовательный процесс;
  3. (2016-2017 г.) – диагностика.

Поскольку в нашей школе используется УМК В.П. Кузовлева и др., то темы проектов уже включены в разделы учебника. В 3 классе вводятся темы проектов «Mypet», «Myfamily», «Mytoy», где учащимся предоставляется простор для творчества. В 6 классе по темам«Myjob», «Unusualhouse», «Health» и др. учащиеся выполняют задания, создавая ММП, макеты, фото- и видеоотчеты.

Ниже приведены примеры заданий, разработанные  мною в исследуемых классах по УМК Кузовлеву В.П. Например,  в 6 классе предлагается составить план или маршрут путешествия по известным достопримечательностям (используются план, карта, маршрутный лист, брошюра, которые служат зрительной опорой для высказывания учащегося.)  Для знакомства с профессиями учащимся предлагается провести виртуальную экскурсию, сделать доклад об исторически важных личностях, их достижениях.

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку строится на основе учебника И.Л. Бим. Здесь учащимся, которые только начинают знакомиться со вторым иностранным языком предлагаются, например, проекты по теме «Семья»,  «Праздники».

Для того чтобы учащиеся могли свободно высказываться и говорить по теме, я предлагаю им такие задания:

  • составление ассоциограмм по предложенной теме, например «DieStadt», «DieFamilie», «DasFest»;
  • составление семейного древа по теме «DieFamilie»;
  • инсценировки сказок, диалогов, ситуаций на немецком языке «Bremer Stadtmusikanten» (см.Приложение 1);
  • нахождение сходств и различий сюжета сказок, праздников, традиций по темам «Bremer Stadtmusikanten», «DasFest», «DerFrueling».

Для выполнения проектной деятельности, которая в конечном итоге подразумевает выход на монологическую и (или) диалогическую речь, а так же самостоятельный поиск и структурирование информации, учащимся предлагается «пройти» следующие пункты плана по изучаемой теме.

Данный план может варьироваться в зависимости от тем, объема информации и цели выполняемой работы:

  1. изучение / повторение грамматических правил, правил построения предложений и т.д. (для этого учащиеся используют заранее подготовленную схему различных типов предложений);
  2. изучение / повторение лексических единиц по теме;
  3. работа с картинками, схемами (построение кратких высказываний и постановка вопросов участниками образовательного процесса);
  4. работа с первоисточником (загадки, поговорки, приметы и прогнозы погоды, новости на иностранном языке);
  5. использование различных источников при непосредственной работе с проектом: библиотека, ресурсы Интернет, работа с родителями и одноклассниками и пр.;
  6. использование клише на различных этапах текста проекта.

На мой взгляд, самым важным в проектной работе является то, что выполняя одно и тоже задание, учащиеся получают разный результат. Они не ограничены образцами, строгими рамками, за пределы которых выходить нельзя. Они видят свои достоинства и недостатки, получают больше информации и лучше её усваивают.

4. Этапы работы над проектом

Проектная деятельность занимает много времени и на уроке и во внеурочное время. Она позволяет использовать современные методы обучения. Это делает урок насыщенным, интересным, увлекательным, познавательным, что повышает мотивацию к учению. Рассмотрим это на примере урока английского языка в 6 классе по теме „My unusual house“.

Подготовка проекта

Тема

Вид проекта

Содержание

Цель проекта

Средства достижения

„My unusual house“

Мой необычный дом

Познавательно-творческий

Поэтапное описание продукта деятельности и его структурных компонентов

Употребление ЛЕ и  расширение словарного запаса по теме

Изучение справочной литературы, поиск информации в Интернете;

Консультации с учителями предметниками

Мною выделены следующие этапы над проектом:

  1. На начальном организационном этапе необходимо подготовить проведение проекта: определить временные рамки, продумать материалы и источники информации, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.
  2.  Самый трудоемкий и продолжительный этап работы– сбор информации. Учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, работают с архивом библиотеки, сетью Интернет, консультируются с учителями-предметниками по вопросам, касающихся тем проектов.

В работе над проектом „My unusual house“– «Мой необычный дом» на начальных этапах дети тренируют и закрепляют лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. Таблицу 1).

Таблица 1

ЛЕ по теме "house"

Грамматика

Содержание высказывания

flat [flæt] — квартира
floor [flɔː] — пол
hall [hɔːl] — коридор
house [‘haus] — дом
kitchen [ˈkɪtſɪn] — кухня
living/sitting room [ˈlɪvɪŋ], [ˈsɪtɪŋruːm] — гостиная
roof [ruːf] — крыша
stairs [steəs] — лестница
study [ˈstʌdɪ] — кабинет
wall [wɔːl] — стена
window [‘windou] — окно
fence — забор
garage — гараж
garden [ˈɡɑːd(ə)n] — сад
gate — ворота, калитка и др.

Употребление оборота 

  • There is (was)…
  • There are (were)…

There is (are) …rooms,  a …, and …  in my flat – в моей квартире есть комнаты…

When you enter my flat, you appear in…- войдя в квартиру, вы попадаете в…

On the right hand there is a…- справа…

There you can find…там вы можете найти…

Going along the…- проходя вдоль к-л комнаты…

1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы (см.Таблицу 2). Эта работа проходит в парах и тройках.

Таблица 2

“My house” - «Мой дом»

1. Where is your house situated?

  1. Где расположен твой дом?

 

2. How many rooms are there in your house?

  1. Сколько в нем комнат?

 

3. What is there in your kitchen?

 

  1. Что находится в кухне?

4. What is there is your living-room?

 

  1. Что находится в гостиной?

5. What is there in your room?

  1. Что есть в твоей комнате?

6. What is there in the room of your parents?

  1. Что есть в комнате родителей?

 

 

2. Затем группа делится на 2 команды. Необходимо придумать собственный проект дома: нарисовать, сделать чертеж, макет; или создать ландшафтный дизайн парка, лужайки перед домом, сходной с американскими. По приведенному в Таблице 1 плану, рассказать о доме или  парке,  придумать оригинальное название своему шедевру.

3. Детям предлагается яркий наглядный пример необычных домов, ландшафтного дизайна посредством ММП. Также демонстрируются работы, изготовленные их предшественниками в прошлом учебном году. В качестве дополнительного задания можно дать доклад об архитектурных стилях, это будет способствовать расширению кругозора учащихся и  натолкнет на мысль при создании проекта. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании рисунков, аппликаций. Работу по компьютерному оформлению можно провести вместе с учителем-предметником в компьютерном классе. Дополнительная страноведческая информация также уточняется у учителей-предметников. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.

4. Презентация.

На этом этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

5. Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия)

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. На уроке можно использовать следующие типы и виды рефлексии:

  • Использование различных изображений (цветные смайлики, паровозы, дартс);
  • рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения («Я узнал…», «Я задумался о…», «Тяжелее и легче всего было…»);
  • вариант небольшой  анкеты (Я работал – активно-пассивно), в виде таблицы +, -, могу, не могу, хочу, не хочу (см. Приложение 1);
  • синквейн на основе изученного материала.

На уроке „My unusual house“ использовалась рефлексия в виде таблицы по самооценке работы с данными, поскольку метод проектов подразумевает многоаспектную работу. Правильно организованная в проекте рефлексия - одна из составляющих успешности проекта. Рефлексия является инструментом для проектирования и моделирования деятельности участников проекта, организации эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности, продуктивного общения участников проекта, формирования осмысленности деятельности и взаимодействия, определения направленности совместной деятельности участников проекта на результат, побуждения к изменению во взаимодействии и деятельности.

5. Результативность проектной деятельности на уроках английского немецкого языков

Отслеживание результатов использования проектной деятельности на уроках английского и немецкого  языков, как средства повышения познавательной активности и творческих способностей у учащихся в условиях ФГОС,   велось путем непосредственного наблюдения и при помощи диагностики отслеживания качества знаний.

Наблюдая за учащимися на протяжении того времени, когда стал применяться  метод проектов, можно заметить их активное вовлечение в процесс обучения, посильное участие всех детей в проекте, их эффективность работы.  Это отметили другие учителя, работающие в классе. Исходя из Графика 1, можно отметить, что в 3 и 6 классе повысился изначальный уровень творческой активности и снизились причины её отсутствия:

Наряду с творческой активностью у учащихся повысилось качество знаний, сверим по Графику 2:

Привлекая к работе в различных проектах отстающих учеников, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе, своих силах и, как следствие, мотивация к обучению. У учащихся стала более развитой речь, улучшилась память, они стали свободнее выражать мысли, суждения.

Таким образом, на основании проведенных наблюдений и диагностики, можно сделать вывод, что использование проектной деятельности на уроках иностранного языка способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний.

6. Заключение

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Применение проектной методики на занятиях английского и немецкого языков даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют практическую возможность применить навыки, понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Приложение 1

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены