РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация воспитательного процесса через проектные технологии

Автор:
Никиташина Наталья Васильевна
учитель биологии и экологии
МАОУ СОШ № 25, г. Балаково

Слово «проект» (от латинского projectus /прожектус– выброшенный вперёд, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение».

Проект— это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных условиях.

Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, защиту диссертации, расстановку мебели в комнате и т.д.

Если существует интересная идея для решения проблемы, то при её реализации идея превращается в проект.

Классификация проектов

По количеству участников:

  • Индивидуальные – выполняет один ученик под руководством научного консультанта.
  • Групповые – работают от двух до десяти учащихся, между всеми участниками чётко разделены обязанности.
  • Коллективные – участвует большой коллектив (класс-проект, общешкольные проект), выполняется тогда, когда проблему невозможно решить небольшим количеством учащихся.
  • По доминирующему виду деятельности:
  • Исследовательский проект – подчинён логике научного исследования, тот же подход к работе: аргументация научной новизны, актуальность темы, анализ данных литературных источников, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, формулировка выводов на основании полученных результатов.
  • Творческий проект – нацелен на создание творческого продукта (видеофильм, сайт компьютерной программы и др.).
  • Информационный проект – предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении с использованием широкого спектра информационных источников (электронные базы данных, интервьюирование, анкетирование и др.).

По продолжительности выполнения работы

  • Краткосрочный проект – рассчитан на выполнение от одного урока до нескольких недель.
  • Средней продолжительности – на один – два месяца.
  • Долгосрочный – на полугодие.

По предметно-содержательной области

  • Монопроект – проводится в рамках одного предмета, выбираются наиболее сложные разделы и темы.
  • Межпредметные – выполняется во внеурочное время, достаточно объемный, продолжительный, планирующие решить сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

ПРОГРАММА «Я ПОЗНАЮ МИР И СЕБЯ В НЕМ»

Современный этап развития российского образования предполагает, что в основу обновления образования будут положены «ключевые компетенции», одной из которых является экологическая компетентность. Её составляющие - экологическая культура и экологическая деятельность.

Компетентностный подход ориентируется не только на формирование экологических знаний, но, прежде всего, на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявлении и содействии решению экологических проблем. Поэтому формирование экологической компетентности является целостным процессом поэтапного включения учащихся в экологическую деятельность.

Одним из направлений внеурочной деятельности в муниципальном АВТОНОМНОМ общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 25» является эколого-биологическое направление, которое нашло свое отражение в предлагаемой программе - «Я познаю мир и себя в нем».

Тип программы – модифицированная.

Вид программы: комплексная

Цель данной программы: формирование личности, способной к эффективному взаимодействию с объектами окружающей среды; личности, идентифицирующей (осознание, распознание) себя как часть окружающей среды. Достижению поставленной цели способствует реализация ряда задач.

Задачи:

образовательные

  • формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  • использовать возможности проектной технологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
  • формировать исследовательские навыки;

развивающие

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, совершенствовать интеллект детей;
  • развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • формировать умения публичных выступлений;
  • способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

воспитательные

  • способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
  • способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
  • пробуждать в школьниках стремление и желание улучшить состояние окружающей среды, свой образ жизни.

Срок реализации: 12 месяцев (сентябрь-август)

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный в количестве 25 человек. Участниками реализации программы являются дети 5-11 класса (11-17 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Новизна программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как единой команды, где каждый работает на общий результат группы. Работа проводится по принципу развивающейся спирали, когда «сегодняшний» объект завтра становится субъектом, распространяющим информацию и опыт.

Возраст детей, участвующих в программе, – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать.

В соответствии с возрастом для реализации данной программы используется целый спектр форм и методов деятельности.

Они сгруппированы следующим образом:

  • эколого – ориентированные (стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде: дискуссии, сюжетно-ролевые, экологические игры, викторины, компьютерные технологии, праздники);
  • проектно-исследовательские (обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся: проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, коллективные дела, летняя экологическая практика);
  • природоохранительные (вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения);
  • просветительские (вовлекают в агитационную деятельность: мониторинг окружающей среды, театрализованные мероприятия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции).

Содержание программы

Программа «Я познаю мир и себя в нем» состоит из 4 взаимосвязанных этапов.

1 этап. Организационный

На данном этапе идет формирование целевой группы участников программы.

Оформляется экологический информационный уголок, который является маяком, ориентиром для детей и руководителя программы. В нем будут размещены: статьи, коллажи, фотографии и другие творческие работы учащихся. Основная цель оформления данного уголка – это сопровождение и отражение результативности работы по программе.

2 этап. Диагностический

Диагностика проводится в начале и в конце реализации программы с целью изучения эффективности и результативности данной программы.

В качестве диагностических процедур будут применяться такие методы, как наблюдение за учащимися в новой ситуации, беседа, анализ творческих и проверочных работ и составление портфолио достижений школьников.

Инструментарий для мониторинга степени сформированности экологической компетентности следующий:

  1. Потребностно-мотивационный компонент будет отслеживаться на основе данных тестов, выявляющих отношение учащихся к окружающей природе, «Развитость моего экологического сознания», и по результатам комплексной анкеты по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
  2. Когнитивный компонент будет оцениваться по результативности участия в мероприятиях различного уровня.
  3. Практически-деятельностный компонент будет отслеживаться через активность участия в мероприятиях экологической направленности.
  4. Эмоционально-волевой компонент будет отслеживаться по методике «ЭЗОП», которая направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.

В результате проведения входящей и итоговой диагностик можно будет сделать вывод о достижении цели и задач программы.

3 этап. Основной

Цель данного этапа - решение поставленных задач программы через организацию мероприятий, направленных на формирование личности, способной к эффективному взаимодействию с объектами окружающей среды, личности, идентифицирующей себя как часть природы.

  1. Реализация проекта по озеленению школы «Растения - наши молчаливые друзья и помощники» проводится через организацию совместной деятельности учащихся, родителей, педагогического коллектива, направленной на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение рекреаций и классов школы с целью формирования экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно –нравственного развития личности.
  2. С целью формирования представлений о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания, приобретения умений использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своей среды обитания проводится проект «Среда обитания и здоровье».
  3. Формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и чувством ответственности за состояние окружающей природной среды будет осуществляться посредством организации мероприятий в рамках проекта «STOP – МУСОР!».
  4. Организация летней практики направлена на привлечение учащихся к проблеме экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, организации практической деятельности школьников по созданию закладке клумб и альпийских горок, что приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.

4 этап. Обобщающий

С целью демонстрации достижений участников программы будет организовано их участие в ежегодном Областном Фестивале экологических инициатив. Деятельность в рамках программы планируется освещать в газете для школьников «Эхо природы» г. Балаково, в сборнике «Союз юных экологов Саратовской области».

После окончания сроков реализации программы планируется провести оценку его результативности, после чего будут сформированы основные предложения по оптимизации деятельности в рамках программы «Я познаю мир и себя в нем».

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразны поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • развитие морально-этического сознания;
  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение методикой исследовательской деятельности;
  • приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации;
  • формирование коммуникативных навыков.

Общие подходы к структурированию проекта

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Выбор вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
  6. Защита проекта, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Ставрополь. 2002.
  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности обучающихся. Теория и практика: практико-ориентированная монография. М., 2009.
  3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. – Волгоград: Перемена, 1996.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: ИЦПКПС, 2004.
  5. Начаев А.П., Кочеткова А.А, Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2001.
  6. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. Химия в школе. 2000. – №5.
  7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.