РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение методов проектной и исследовательской деятельности на уроках обществознания в системе профессионального образования

В быстро меняющейся современной образовательной парадигме преподаватели общественных дисциплин решают проблему как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса выстроить свою работу и работу учебного коллектива с целью реализации социального заказа по формированию навыков проектной деятельности у студентов, самостоятельного применения приобретенных знаний, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, к активной учебно-познавательной деятельности. Одним из способов решения этой проблемы может стать организация учебного процесса направленная на развитие навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся, что способствовало бы формированию выше указанных качеств.

Метод проектов способствует активному вовлечению обучающихся в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Спецификой метода является отсутствие необходимости постановки проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных у обучающихся представлений о конечном продукте деятельности.

В ходе реализации проекта необходимо:

  • определить цель;
  • спланировать деятельность;
  • привлечь доступные и оптимальные ресурсы
  • реализовать проект (включая его осмысление и рефлексию результатов).

В рамках уроков обществознания в основном реализуются краткосрочные индивидуальные или групповые проекты.

Примером проектной деятельности обучающихся может стать составление классификации прав и свобод человека и гражданина в виде таблицы. Основу классификации, параметры таблицы обучающиеся разрабатывают самостоятельным образом. В ходе осуществления проекта обучающиеся систематизируют, структурируют информацию об объекте, формулируют выводы. Продолжительность работы над проектом по данной теме составляет один академический час, после чего происходит защита проекта в виде устного доклада или слайда.

В таком виде проектный метод, можно использовать в целом спектре тем обществоведческого курса: «Разработка типологии государств», «Составление классификации теорий права», «Систематизация форм собственности» и так далее.

Данный метод может использоваться как на уроках изучения нового материала, так и для повторения - обобщения ранее изученного. Метод проектов реализуется также на практических занятий по дисциплине «Обществознание». В ходе его реализации студенты учатся систематизировать, анализировать большой объем информации. Получив навык проектной деятельности на уроке обществознания, обучающийся сможет применить его как отдельный элемент при осуществлении индивидуального проекта, который в свою очередь является обязательным условием образовательной деятельности студента, осваивающего основную профессиональную образовательную программу СПО.

Метод исследовательской деятельности носит более глубинный характер, так как направлен на формирование у студентов культуры исследовательского поведения, как способа получения новых знаний. Исследовательская деятельность начинается с осознания проблемной ситуации, формулирования проблемы и целеполагания.
С точки зрения учебного времени метод исследовательской деятельности носит весьма затратный характер, однако именно он готовит студентов к полноценному выполнению индивидуальных проектов. Осуществление метода выходит за рамки изучения одной темы и перетекает в самостоятельную внеаудиторную работу.

Как правило, исследовательская деятельность на уроках обществознания осуществляется в следующей последовательности:

  1. Актуализация проблемы. На данном этапе выявляется проблема и намечаются основные направления исследования. На уроке это реализуется в постановке проблемных вопросов в рамках темы занятия. Например: «Человек продукт социальной или биологической эволюции?» , «Насколько познаваем окружающий нас мир?», «Образование или житейский опыт определяют мировоззрение человека ?», «Может ли человек жить вне общества?» и так далее.
  2. Выработка гипотезы. Предположений может быть высказано несколько, в том числе и самых неправдоподобных. Важно зафиксировать имеющиеся гипотезы, так сказать, принять их в обработку. Например: «Человек сформировался в ходе только биологической эволюции и природное в нем превалирует над социальным», «Окружающий нас мир абсолютно познаваем, человек сможет проникнуть в суть любых вещей.»
  3. Выбор методов исследования. Это определение основных методик проведения исследовательской работы. Учащиеся чаще всего используют метод научного познания, а также метод исследования (дедукция, индукция, анализ, синтез)
  4. Сбор и обработка информации. По моему убеждению, исследовательская работа – это в первую очередь работа по созданию новой информации. На этом этапе важным является получение именно первичной информации об исследуемом объекте. В связи с тем, что обществознание это предмет гуманитарного цикла, основными методами сбора информации является проведении опросов, анкетирование, интервьюирование, а также умение взаимодействия с респондентам по значимым вопросам исследования. Затруднение на этом этапе может вызвать формулирование вопросов анкет и опросных листов, поэтому помощь преподавателя является очень существенной, так как позволяет сконцентрировать внимание на самых важных аспектах исследовательской работы.
  5. Анализ и обобщение полученных в ходе сбора информационных материалов. Накопленные данные оформляются в таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д. Огромное значение приобретает формулирование тезисов, построение логических умозаключений, собственных предположений по итогам анализа полученных данных. На данном этапе происходит подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования. Итогом является формулирование выводов по проблеме.
  6. Подготовка отчета, доклада, презентации. Заключительный этап демонстрирует итог работы учащихся по данной проблеме, оформление результатов своей работы в виде мультимедийной презентации, инструкции, памятки, отчета.

Таким образом, в процессе применения методов проектной и исследовательской деятельности преподавателю удаётся повысить активность учащихся на уроках и во внеаудиторной самостоятельной работе, развить логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентоспособности. Данные методы необходимо применять систематически. Благодаря им студент сможет успешно справиться с написанием курсовых и дипломных работ, а по окончании учебного заведения может считать себя конкурентоспособным, востребованным, специалистом.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.