РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные педагогические технологии в системе школьного образования

Современные педагогические технологии в системе школьного образования

Автор: Попова Диана Константиновна

Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям. 

В. Ф. Одоевский

В педагогике понятие "технология обучения" можно рассмотреть в узком и широком смысле. 

Поскольку понятие является весьма многогранным и затрагивающим ряд немаловажных аспектов. 

В широком смысле под технологией обучения понимается совокупность методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В узком смысле под технологией обучения подразумевают науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. 

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. 

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели, содержание , средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель и в целом результат деятельности. 

Актуальность «технологии обучения» находит свое отражения не только в современном мире. Долгие годы различные деятели науки представляли и толковали данное понятие по-своему. Таким образом, Б. Т. Лихачев утверждал, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. В то время как И. П. Волков, представлял педагогическую технологию, основой описания процесса достижения планируемых результатов обучения. 

Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии. Что же повлияло на формирование данного понятия? 

Причины децелерации были многочисленны: некачественное питание беременных, последствия Чернобыльской катастрофы, телефония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины - часто по генофонду не лучшего), "афганский" и "чеченский" синдромы, социальная фрустрация. Все это неблагоприятно повлияло на развитие детей. На тот момент, поступающие в первый класс дети имели ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Исследования, проведенные в ряде школ показывали, что картина, характеризующая готовность детей к обучению на весьма низком уровне, а подготовка детей к начальному обучению достигала только 25 %. Где в последствии индекс интеллекта старшеклассников и выпускников школ ежегодно снижался на 1,5- 3,0 %. 

По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места. 

Все это повлияло на то, чтобы в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации, и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. 

Именно проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. 

Стратегической целью образовательной политики государства в ХХI веке обозначен переход к устойчивому инновационному развитию системы образования. Девиз национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - «Общее образование для всех и каждого». 

На современном этапе система педагогических технологий сводится к выделению различных форм взаимовлияния учителя и ученика. Что в свою очередь касается основных вопросов школьного образования. Такими формами являются: 

  • Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 
  • Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
  •  Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 
  • Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 
  • Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся
  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. 
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 
  • Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
  • Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. 
  • Систему инновационной оценки «портфолио» . 

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Хотелось бы по подробней остановиться на информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), которая заслуживает особого внимания. 

Целью технологии, включают в себя формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания. Базовыми компонентами для реализации системы электронного обучения является качественная сетевая инфраструктура, современные аппаратно- программные платформы, соответствующие задачам организации, содержание учебных курсов и система управления учебным процессом. 

Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Электронное обучение обеспечивает единый стандарт знаний для всех сотрудников организации. 

Использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. 

Результаты использования инноваций, которые сейчас внедряются, мы ощутим через 10-20 лет, но это не значит, что учителя может полностью заменить электроника. Учитель был и остается главной фигурой в школе.

Процесс перехода на новую систему ни в коем случае не отменяет сложившуюся традиционную классно-урочную систему обучения. Тем более никто не устраняет учителя от образовательного процесса. Детям всегда нужны мудрые глаза учителей, но система электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения. Предлагаемая система устраняет рутинную работу учителей, т.к. учитель в традиционной системе должен многое делать собственными руками: искать, создавать, рисовать, писать, иллюстрировать, сочинять и даже музицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более профессионально, а если нет? И это вечная проблема, которая из года в год поднимается на августовских конференциях учителей. В условиях информатизации образования решается именно эта проблема. Все это делают разработчики, профессионалы своего дела. Очень хорошо оценивается учителями эта помощь: работа по электронным учебникам или цифровым образовательным ресурсам. Главное в работе учителя – грамотно их использовать, продумать все педагогические установки. Школьники должны осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим материалом владеть. Им – будущим профессионалам 21 века – уже со школьной скамьи необходимо набирать опыт дистанционного интерактивного взаимодействия.

Попова Диана Константиновна18.11.2015 10520 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar