РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация принципов здоровьесбережения на уроках английского языка.

Реализация принципов здоровьесбережения на уроках английского языка.

Попова О.К.,
учитель английского языка I квалификационной категории
гимназии №1 им. А.Л.Кузнецовой

Эффективность процесса обучения и воспитания детей и подростков зависит от многих факторов. И далеко не последнее место среди них занимает состояние здоровья обучаемых. Именно поэтому сейчас одной из приоритетных задач, которые определяет ФГОС, является обеспечение возможности сохранить здоровье обучающихся, сформировать у детей необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать эти знания в повседневной жизни.

Учитель английского языка на своих уроках может и должен внести вклад в процесс сохранения здоровья учащихся. Мне грамотно спланировать урок с учетом принципов здоровьесбережения очень помогает таблица Н.К.Смирнова :

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Продолжительность деятельности – 3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

Чередование видов преподавания

На усмотрение учителя.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

Темп окончания урока

Не скомкан. Позитивный настрой на следующие уроки.

Я стараюсь продумывать ход урока в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работы, стараюсь уместно использовать ТСО. Чтобы не допустить усталости, снижения внимания детей, своевременно меняю виды деятельности: чтение, письмо, слушание, самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания. Даю разноуровневые домашние задания.

Для правильного с точки зрения здоровьесбережения урока очень важен психологический климат, который проявляется в эмоционально- психологическом настрое учителя и учащихся.  Я стараюсь, чтобы урок проходил непринужденно, стремлюсь создать комфортную обстановку, располагающую к работе, общению, сотрудничеству учителя и учеников.  Задать нужный эмоциональный тон на уроке английского языка можно уже во время организационного момента  с помощью фонетической зарядки, речевой разминки.  Фонетическая зарядка дает возможность мобилизовать языковой материал, соответствующий теме, включиться в языковую среду. Кроме того, есть прекрасные пословицы, поговорки, так или иначе связанные с темой «Здоровый образ жизни» Например : «Apple a day keeps the doctor away”, “Health is the greatest wealth”, “Eat at pleasure, drink with measure” и другие.

В качестве речевой разминки в начале урока можно использовать разнообразные упражнения , от самого простого «How are you today?” –“I am fine, OK, so-so, not so good, sleepy etc.” Why…?”   до специальных упражнений, в которых объединены обучение иноязычной речи и элементы психологического тренинга.

Например: упражнение «Комплимент» (в различных вариациях, в зависимости от класса, изучаемой темы)

“You are so… today!” (nice, beautiful, tidy) (тема «Внешность»)

«You are so … clever\ active\ hard-working  (тема «Характер»)

Такое упражнение помогает установлению и поддержанию контакта между участниками учебного процесса, способствует дальнейшей коммуникации на уроке.

Эти упражнения могут использоваться и как рефлексивные:

“You are good at reading”       “I think you can do …well” ( тема «Школа»)

Обязательным элементом уроков являются упражнения по профилактике утомления, нарушения зрения, осанки. Физкультминутки могут быть отдельным этапом урока, когда учащиеся выполняют определенные упражнения под музыку или рассказывая стихотворение. Дети, особенно младшего и среднего школьного возраста, очень любят такие зарядки, легко запоминают слова, с удовольствием поют и повторяют стихи, скороговорки:

Например, стихотворная зарядка «Hands up…»:

“Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Hands up. Hop-hop-hop.
One-two-three. Stop !”   .

Или песенка “Head and shoulders”:

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.
Two eyes, two ears, one mouth, and a nose.
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

Очень часто (особенно это касается обучения английскому языку в начальной школе) введение и закрепление материала происходит в игровой форме, с использованием движений. При изучении и драматизации диалогов ребята активно используют движения, т.е. не просто рассказывают, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, концентрации внимания, развитию воображения, познавательных и языковых способностей, а также увеличению двигательной активности детей.

В современных учебниках английского можно обнаружить большое количество тем, так или иначе связанных проблемой здорового образа жизни.  Языковой материал для школьников младшего и среднего школьного возраста предусматривает обсуждение таких тем, как «Режим дня», «Здоровая пища», «Спорт» и др. Для старшеклассников приобретают актуальность темы, связанные с профилактикой вредных привычек «Вред никотина, алкоголя». Учащиеся не только знакомятся с информацией по проблемам, но и обсуждают их в диалогах, группах, готовят доклады, делают проекты.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в системе потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Хотя нужно признать, что, к счастью, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону.  Задача любого учителя не только в том, чтобы дать ребенку знания по своему предмету, развить его способности, но и в том, чтобы познакомить его с основными аспектами здорового образа жизни, научить каждого ученика ответственно и бережно относиться к своему главному богатству - здоровью.  Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты и личностно, и интеллектуально, и физически.

Использованная литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – с. 272

Попова О.К.21.04.2016 5330 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar