РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Памятка "Пение и здоровьесбережение"

Чувашева Олеся Александровна

«Искусство пения – это искусство правильно дышать», - так говорили еще во времена старой итальянской школы вокала. И это действительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких.

При бронхитах, бронхиальной астме и пневмонии происходи перевозбуждение симпатической нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Когда человек вдыхает, а потом задерживает дыхание – что, собственно, и наблюдается при пении – то этот отдел нервной системы активируется и начинает лучше работать.

Известна методика лечения бронхиальной астмы при помощи обучения пению. В практике многих преподавателей, специализирующихся на хоровом искусстве, отмечались случаи полного исчезновения приступов у больных детей. И уже никого не удивляет, когда ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний. Пение здесь необходимо как воздух, так как оно «прокачивает» трахею и бронхи, отлично вентилирует и тренирует легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается. От этого запас прочности нашего организма становится значительно больше.

Пение способно предупреждать респираторные инфекции и благодаря возникающему при вокале «газовому дисбалансу» в организме. Когда человек поет, он воздух вдыхает быстро. Выдыхание же происходит медленно. Содержание в крови кислорода снижается, а углекислого газа – увеличивается. Последний в этом случае становится раздражителем и «подстегивает» иммунитет, который при заболеваниях начинает работать активнее.

Занятия вокалом и заикание

Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание. Поэтому роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше страдающий заиканием ребенок начнет это делать, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недостатком.

Основной трудностью для тех, кто заикается, является произношение в слове первого звука. При пении же слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты в речи сглаживаются.
Специалистами доказано, что легкую степень заикания можно устранить полностью. Но при условии, что человек пением занимается регулярно. Известны факты, когда во всем мире при помощи хорового пения успешно лечили детей от легкой формы заикания. Поэтому главное здесь – это регулярность занятий.

"Ударим" песней по депрессии

С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов. Например, депрессии, которая распространена и в наши дни.

Еще в Древней Греции практиковали хоровое пение как средство от бессонницы, а Аристотель и Пифагор утверждали, что оно весьма полезно при душевных расстройствах.

Знания об этом были известны и в Древнем Тибете: тамошние монахи до сих пор рекомендуют пение для излечения от нервных болезней. Правда, эти познания в большинстве своем были на уровне интуиции. Люди в древности лишь угадывали в пении такой оздоровительный потенциал, однако не имели возможности обосновать это научно.

Петь полезно в любом случае. Даже если человек думает, что природа обделила его голосом и музыкальным слухом. Умение выражать свой внутренний мир в музыке, в песне является эффективным средством снятия внутреннего напряжения, стрессов.

Факт, который не нуждается в доказательствах: когда человек поет, он настроен позитивно и доброжелательно. Даже если ему грустно или произошло горе, то пение несет в себе ощутимое облегчение.

У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Неважно, какая это будет песня. Не имеет значения и то, хорошо ли вы ее помните. И уж тем более не играет никакой роли ваша начальная вокальная подготовка. Главное, делайте это от всей души! Но лучше не в одиночестве, а в кругу семьи, вместе со своими детьми, когда они вернутся с занятий в музыкальной школе и непременно захотят поделиться с родителями новыми знаниями в искусстве вокала.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

  1. пение сообщает телу «правильные» вибрации, что поднимает наш жизненный тонус;
  2. во время пения в мозгу человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость;
  3. «выпевание» некоторых гласных заставляет вибрировать гланды и железы, и этот процесс помогает очистить организм от шлаков;
  4. во время пения в организм человека поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение;
  5. как упоминалось выше, улучшается кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет (проще говоря, мы реже простужаемся);
  6. улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация;
  7. (внимание, девушки!) улучшение кровоснабжения головы в целом омолаживает организм, улучшается состояние кожи;
  8. пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно уменьшает число обострений;
  9. при регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета;
  10. в настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию;
  11. пение применяется даже при борьбе с лишним весом: порой чрезмерно полным людям предлагают при возникновении чувства голода вместо перекуса спеть две-три песни.

Итак, с помощью пения можно:

  • выражать и вызывать в других чувства и эмоции;
  • привести в порядок легкие и улучшить цвет лица;
  • исправить осанку;
  • улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Большое значение имеет пение для детей. Невозможно переоценить его влияние на здоровье ребенка. Работа с голосовым аппаратом оказывает оздоровительное влияние для всего детского организма. В каждой общеобразовательной школе, не говоря уже о музыкальных школах, стараются организовать хор, так как пение – это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений между детьми. Замечено, что дети, занимающиеся пением, отличаются положительной эмоциональностью. Удовлетворение от занятий – это стимуляция хорошего настроения, отсутствие желания поиска каких-либо других стимулирующих средств в виде опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.

Вибрация и обертоны.

Голос – уникальный музыкальный инструмент, которым награждает нас Бог. Голос вибрирует не только, когда человек говорит, но и когда кричит, и даже шепчет. Эти вибрации положительно влияют на человеческий организм. Свою роль здесь играет близкое соседство гортани и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом. Благодаря этому стимулируется иммунитет. Замечено, что поющий ребенок гораздо меньше простужается.

Детский голос, если его тренировать, охватывает диапазон от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ребенка, чем улучшают кровообращение. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.

 

ВЛИЯНИЕ ПЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

ПАМЯТКА (для детей, родителей и учителей)

Вокал является отличным средством самомассажа внутренних органов, он способствует их оздоровлению. По утверждению ученых, каждый орган человека имеет свою частоту вибраций и при заболевании эта частота становится другой, из-за чего возникает сбой в работе всего организма. Пением можно воздействовать на больной орган, возвращая его здоровую вибрацию, ведь при пении 80% звука направляется внутрь организма, что заставляет наши органы работать интенсивнее. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому, или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию и оказывают непосредственное влияние на этот орган.

Активная работа диафрагмы во время пения массирует печень и предотвращает застой желчи. В то же время происходит улучшение работы органов брюшной полости и кишечника. Некоторые гласные заставляют вибрировать гланды, железы, что помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые помогают восстановить кровообщение, устранить застойные явления.

Например:

Гласные.

  • “А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.
  • “И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.
  • “О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.
  • “У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.
  • “Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.
  • “Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

  • “В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.
  • “К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.
  • “Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.
  • “С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

Звукосочетания.

  • “ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.
  • “УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Данные звуки нужно пропевать. Важна интенсивность, с которой звуки пропеваются. При сердечно-сосудистых заболеваниях упражнение не следует выполняя слишком интенсивно. При терапии органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше

Пение и внутренние органы

ПАМЯТКА

Пение и органы дыхания.

Пение – это правильное дыхание, которое, в свою очередь, является важным фактором здоровья. Вокал тренирует диафрагмальное дыхание, дыхательную мускулатуру, улучшает дренаж легких. Были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы. Врачи, ставя детям этот диагноз, направляют ребенка петь в хор и это давно и всем известно. Пение не только снимает приступ заболевания, но и лечит этот недуг.

Нельзя не сказать о том, что занятия вокалом являются отличной профилактикой простудных заболеваний. Вокальные упражнения «прокачивают» наши трахеи и бронхи, а это очень важно для растущего организма. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Если систематически заниматься пением, то увеличивается емкость легких, что добавляет организму запас прочности. В процессе пения вдох и выдох происходят с разной скоростью: вдох – быстро, выдох – медленно. Поэтому в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается количество углекислого газа. Углекислый газ становится раздражителем, он активизирует защитные системы нашего организма, которые начинают работать в усиленном режиме. Таким образом пение способствует профилактике простудных заболеваний.

Результаты исследований американских ученых показывают, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку, но и укрепляет сердечную мышцу. Статистика утверждает, что продолжительность жизни профессиональных певцов выше средней. По статистическим данным люди, профессионально занимающиеся вокалом, физически здоровы.

Пение и легкая форма заикания.

Вокальные занятия хорошо совершенствуют речевую функцию. Заикающимся людям весьма полезно заниматься пением. И это особенно касается детей. Чем раньше начаты занятия пением, тем большая вероятность для ребенка избавится от заикания. Одной из проблем, возникающей у заикающегося является произнесение первого звука в слове. В пении же одно слово перетекает в другое и сливается с музыкой. Ребенок слушает других детей, старается попасть в такт, при этом сглаживается акцент на первом звуке.

Доказано, что легкая степень заикания может быть устранении полностью при регулярном занятии пением. Методика лечения легкой степени заикания вокальными упражнениями признана во всем мире.

Пение и депрессия.

Положительное воздействие пения на людей было давно известно нашим предкам. Аристотель и Пифагор рекомендовали пением лечить душевные расстройства, а на Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни и бессонницу вокальными упражнениями.
Петь полезно всем! Даже если человек считает, что у него полностью отсутствуют все способности. Умение выражать свои эмоции голосам, мы получаем отличное и эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением оказывают влияние на психическому развитию и укреплению нервной системы. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение. Иногда с помощью пения люди выплескивают те свои переживания, которые не могли выплакать даже слезами.

 

ПЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).

2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный "массаж" связок.

3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).

5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).

6. Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через "губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.

7. Беззвучно сказать "ы". Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.

8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.

10. "Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.

11. После "мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:
М----------- З--------------
Н----------- В---------------

12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

ма-м`а на-н`а ва-в`а
ма-м`о на-н`о ва-в`о
ма-м`у на-н`у ва-в`у
ма-м`э на-н`э ва-в`э
ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.

13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.

14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть. Целитель из Омска Васильева И.А. считает, что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови, а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

  1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
  2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
  3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
  4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
  5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
  6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
  7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений.

Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

 

Дыхательные упражнения. ПАМЯТКА для учащихся, родителей и учителей

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ, ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические приёмы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду.

  1. Пение вслух, про себя (по куплетам)
  2. «Эхо» (тихо-громко)
  3. «Цепочка» (поочерёдное исполнение музыкальных фраз)
  4. Хлопаем и маршируем
  5. Найди попевку по карточкам
  6. Пение с закрытым ртом
  7. Пение нараспев слогов
  8. Сольфеджио
  9. Поём первый звук («Настройщик»)
  10. «М» с переходом на «а»....
  11. Пение по сигналу (флажок-цветок)
  12. Пение «по секрету» (шепотом)
  13. Игра «Хор и дирижер»
  14. «Часики-ходики (хлоп-топ)
  15. Пение, транспонируя мелодию
  16. Использование элементов дирижирования
  17. Показ карточек с положением губ
  18. «Музыкальная лесенка»
  19. Проговаривание текста в темпе и ритме мелодии (скороговорка или речетатив)
  20. Пение а-capella
  21. Сольное и ансамблевое пение
  22. Бусы (поём отдельные слова по тексту, друг за другом, как бы нанизываем бусинки на ниточку)
  23. Наиболее сложные в ритмическом исполнении места прохлопываем и проговариваем одновременно (по коленкам, кулачками, в ладошки, можно подключить и притопы, палочки, кубики)
  24. Исполняем куплеты по рядам ( маленькую песенку тоже)
  25. Поют подгруппами – отдельно девочки и мальчики
  26. Поют смешанными подгруппами по 5-6 человек (удобно, когда 3- 4 куплета) для закрепления текста
  27. Солисты –запев, остальные дети- припев и наоборот
  28. Исполнение песни сидя на стульчиках, стоя, сидя на ковре
Чувашева Олеся Александровна25.11.2016 460 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar