РАЗРАБОТКИ
|
Формирование здорового образа жизни у младших школьниковПеред начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей обучающихся в младших классах; включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Актуальность исследования объясняется значением педагогической науки в решении социально значимой проблемы охраны здоровья младших школьников, через приобщение к здоровому образу жизни, большим потоком педагогических исследований в этой области и необходимостью приведения в систему разрозненных теоретических знаний. Выявление особенностей отдельных теорий необходимо для их дальнейшего развития и внедренияв практику, для обеспечения преемственности теоретических исследований. Большой вклад в разработку проблемы формирования основ здорового образа жизни ребёнка внесли психологи и ученые как: И.И. Брехман [2;3], Л.С. Выготский [4], Г.К. Зайцев [6;7], П.Ф. Лесгафт [13; 14], Н.И. Пирогов [17], В.А. Сухомлинскмй [18], Л.Г. Татарников [19; 20], К.Д. Ушинский [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого обучающегося. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед образовательным учреждением, а также его формированием занимается, в первую очередь, семья. В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку учащихся с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность классных руководителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы сформировать безопасную образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя. [1] Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности. Согласно цели нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
По этим правилам должна строиться внеурочная деятельность классного руководителя.
В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном) , в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности. Важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер. Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни. Процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо планировать в трех направлениях: вооружение обучающихся знаниями, развитие и закрепление у них умений и навыков здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности; приобщение обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья. На внеурочных занятиях комплекса необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья. Валеологизация осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учёта сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов внеурочной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др. В заключение можно сделать вывод, что образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества:проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы. Литература:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Владимир Путин встретился с Министром просвещения Сергеем Кравцовым Популярные разработки
Презентация к уроку алгебры "Линейное уравнение с двумя переменными" 7 класс Презентация к урокам алгебры "Сложение и умножение числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Свойства числовых неравенств" 8 класс Шаблоны для создания презентаций «Тетрадь на спирали». Часть 43 Презентация к уроку литературы "Изучение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»" 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Использование активных методов обучения в образовательном процессе Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихся |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены