РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приёмы здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Солоницына Наталья Владимировна

Автор:
Солоницына Наталья Владимировна,
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ с. Ключи»
Лысогорского района Саратовской области

1. В своей практике  при проведении уроков, использую элементы дыхательной гимнастики.

Обучение учащихся  принципам правильного дыхания будет очень полезно — укрепит детскую дыхательную систему и окажет положительный эффект на общее состояние здоровья. Дыхательные упражнения будут полезны  всем учащимся, поскольку они кроме общеоздоравливающего эффекта еще и укрепляют детскую иммунную систему.

Основные принципы детской дыхательной гимнастики

  • одежда ребенка должна быть легкой и свободной
  • проводить занятия желательно на свежем воздухе или проветривайте помещения до начала занятий.
  • дыхание осуществляется грудными мышцами и диафрагмой, проследите чтобы ребенок не подымал плечи и не раздувал щеки.
  • вдох осуществляется носом.
  • выдох должен быть плавным и глубоким.

При выполнении упражнений контролируйте чтобы у робучающегося не произошла гипервентиляция легких, которую можно определить следующими симптомами:

  • потемнение в глазах
  • изменение цвета лица
  • покалывание конечностей
  • частое дыхание
  • предобморочное состояние

В случае наступления гипервентиляции легких у ребенка проведите следующие процедуры: сложите руки ковшиком, плотно закройте ими рот и нос, подышите в них 2-3 раза. Когда наступит улучшение самочувствия занятия можно продолжать, но если ребенок чувствует себя недостаточно хорошо или испугался, то занятия лучше отложить до следующего раза.

2. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья.

На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3. На уроках физической культуры использую элементы популярных видов спортивных оздоровительных систем (йога, аэробика) это позволят расширить круг частных задач, разрешаемых при помощи гимнастики, и повысить эффективность занятий физической культурой. Цель детской йоги во многом совпадает с целями стандартного школьного урока, а именно:

  • Укрепить и сохранить здоровье.
  • Поддержание высокого уровня физической и интеллектуальной работоспособности.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Поддержание физической формы.

Само слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», что означает «сцеплять», «скреплять», «соединять», «связывать». Также это слово означает общность или союз — тела, души и ума. Именно данный аспект единства духовного и физического начала в человеке необходимо использовать на школьных уроках физической культуры.

Упражнения для глаз – асаны для глаз.

1 упражнение

йога для глаз, упражнение 1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)

2 упражнение

йога для глаз, упражнение 2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

3 упражнение

йога для глаз, упражнение 3

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

4 упражнение

йога для глаз, упражнение 4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла

5 упражнение

йога для глаз, упражнение 5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.

Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.

В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

6 упражнение – Пальминг

йога для глаз, упражнение 6

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было «щелочек», пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным.

Теперь попытайтесь вспомнить что-нибудь, доставляющее вам удовольствие: как вы отдыхали на море, как вас все поздравляли с днем рождения, звездное небо… Можно делать это упражнение под музыку. После выполнения упражнения постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

Таким образом, здоровьесбережение на уроках физической культуры осуществляется за счет применения разнообразных здоровьесберегающих технологий.

Литература

  • Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).
  • Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
  • М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.