РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологические аспекты в подготовке учащихся к концертному выступлению в ДМШ

Психологические аспекты в подготовке учащихся к концертному выступлению в ДМШ

Проблему эстрадного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии. Многие великие музыканты, опытные педагоги и психологи писали о проблеме сценического волнения. Действительно, она является одной из ключевых в музыкальной педагогике и психологии, и остается одной из самых актуальных в воспитании юных музыкантов, ведь воспитание артистических способностей, в том числе эмоционально-регулятивных способностей владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное волнение - одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности. Проблема концертной игры оказывается теснейшим образом, связана с эффективностью всей профессиональной деятельности, как самого исполнителя, так и воспитывающего его педагога.

Любому музыканту за время своей музыкальной деятельности довольно часто приходится выступать на публике. Однако большей частью люди, выходя на сцену, сильно волнуются, и не могут в полной мере реализовать свои артистические возможности. Поэтому очень важный психологический аспект для юного музыканта, чтобы первый сценический опыт был позитивным. Это даст ему уверенность в своих исполнительских силах, привлечет его интерес к дальнейшему изучению музыки. Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности, выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления. Оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называется продуктивным. Скрипач Давид Ойстрах писал: «Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист». Излишнее же волнение, мешает самовыражению, и является непродуктивным. Проведя нелегкую работу при подготовке ученика к концертному выступлению, педагог испытывает чувство мучительной «пытки», когда забыв о художественном образе, стиле, ученик с большими потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх. Ситуация, когда сценическое волнение перерождается в панику, очень распространена среди учащихся музыкальных школ. В таком состоянии память изменяет, движения становятся скованными, чаще всего ученика просто «несет», и хорошо выученное произведение становится музыкальным сумбуром. Удовольствия от такой игры нет, а результат - жестокая психологическая травма.

Задача педагога в воспитании юного музыканта не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить ребенка как личность, позволить ему поверить в себя, свои силы, научить его ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата, воспитать волю к победе. Эти качества позволят ребенку в его дальнейшей жизни вырасти целостной натурой, которую не сломят трудности и препятствия и в итоге – психологически здоровой личностью.

Поведение на сцене – это поведение в экстремальной ситуации, и связано оно с сильным психологическим давлением, которое зависит от психического склада человека. Психологи давно доказали, что при публичном выступлении в организме человека происходят значительные физиологические изменения: повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, повышается уровень адреналина в крови, в некоторых случаях повышается температура тела. Даже кратковременное публичное выступление требует от музыканта психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню.

Очень часто чрезмерное волнение привносит и осознание общественной значимости публичного выступления. На подсознательном уровне у выступающего возникает состояние, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В своих исследованиях А. Л. Готсдинер отмечает: большинство маленьких детей не боятся публичного выступления именно потому, что не понимают его общественной значимости. Дети маленького возраста чувствуют себя гораздо свободнее, если знают, что в зале много знакомых и родных людей. В подростковом же возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, появляется боязнь выхода на сцену, и зачастую исполнять произведение перед незнакомой публикой легче, чем перед родными и друзьями. Очень важно научить юного музыканта умению отвлекаться от гнетущей ответственности, преодолевать мрачные предчувствия. Эта работа требует от пианиста больших волевых усилий и серьезного самовнушения.

Часто причиной сценического волнения являются способы общения родителей с ребенком. Бывает, что требования родителей настолько высоки, что ребенку трудно справиться с грузом ответственности. Порой так же недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку, событиям в его жизни способствует ощущению личной тревожности. Побудить у ребенка интерес к музыке, к более эффективным занятиям можно, если в семье ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Также причиной может служить стиль общения педагога и ученика. Из-за боязни быть наказанным за неудачное выступление, из-за жесткой критики и агрессивности преподавателя, самооценка самого подростка падает, возрастает уровень личной тревожности. Умение педагога тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, оказать моральную поддержку, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед выходом на сцену - является важным фактором снижения тревоги ученика. Если выступление было неудачным, то разговоры не должны об этом вестись постоянно, а после совместного анализа необходимо настроить ученика на следующее удачное выступление. Как писал Д. Шафран: «Не стоит бояться ошибок учеников». Осознание ошибок - первый шаг к их устранению. Педагог и родители – единомышленники, поэтому должны работать в комплексе для того чтобы качество исполнения музыкальных произведений на концерте, зачете, конкурсе улучшалось. Для этого необходимо проводить такие виды работ: классные концерты для родителей, совместные концерты ученики и родители, готовить тематические вечера, лекции-концерты в которых по возможности смогут участвовать все ученики.

Причиной сценического волнения может стать неправильно подобранная программа. Для публичного выступления педагог должен аккуратно и вдумчиво подобрать музыкальные произведения по силам ребенка, которые способны раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, а не амбиции педагога.

Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Н. А. Римский – Корсаков говорил, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». С самого начала работы над произведением нужно включать психологическую установку на обязательное концертное выступление.

Эстрадную выдержку у учеников музыкальных школ необходимо вырабатывать. Долгое время считалось, что единственный способ справиться с психологически некомфортным состоянием на сцене заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последнее время проблема сценического волнения стала предметом научных исследований, результаты которых показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию различными методами.

Сценическое волнение в зависимости от типа нервной системы у каждого ученика проявляется по-разному. Один внешне спокоен, другой дрожит, как осиновый лист, третий – заторможен, четвертый – возбужден. Благоприятному состоянию на сцене противостоят два негативных психологических момента. Это когда у ученика перед выступлением или излишне суетливое, возбужденное состояние, или состояние полного равнодушия, безразличия. Волнение обнаруживается в дрожании рук и ног, в напряженных лихорадочных движениях, зажатых приподнятых плечах, появляются красные пятна на лице, становятся влажными ладони. Нервная система, находясь в таком состоянии, начинает быстро истощаться, организм входит в состояние полного безразличия к тому, что может происходить в данное время. Ученик становится вялым, сонным, апатичным. Важная задача педагога постараться на некоторое время переключить внимание ученика на что-то отвлекающее, тем самым снизить волнение, возбуждение, не дать ему эмоционально «потухнуть» перед выступлением.

Одним из действенных способов психологической подготовки ученика к концертному выступлению является способ самовнушения. Незадолго до концерта на уроке или при проигрывании в зале предложить ученику представить концертный зал, в котором он будет выступать. Нужно попросить удобно сесть, закрыть глаза, полностью расслабить мышцы тела. Когда расслаблены мышцы тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к сильному внушению и самовнушению.

Нужно попросить ученика сосредоточиться на внутренних ощущениях и повторять вслед за педагогом предложения, погружающие в состояние самовнушения:

  1. «Мои руки становятся теплыми, мышцы рук, пальцев, кистей рук расслабляются. Они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мое внимание переходит на ноги. Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом. Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживаются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Ровно и размеренно бьется мое сердце.
  2. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать... Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей... Я спокоен, собран, сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю... Мне нравится играть... У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю все, что задумал... Я сделаю все, что задумал... Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...

Первые сеансы такого аутотренинга можно проводить в классе, можно подключить родителей. Делать это нужно, как правило, перед сном, когда ребёнок может в спокойной обстановке расслабиться, освободиться от дневных забот. Многими психологами доказано, что сила самовнушения – великая вещь. Незадолго до концертного выступления следует также чаще вслух и про себя повторять: «Я с нетерпением жду концерта». Страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности. Правильная психологическая установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно-психической энергии, которая необходима для полноценного выступления.

На последнем этапе работы необходимо проигрывать выученное произведение от начала до конца с представлением, что музыкант играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Подготавливая ученика к концерту, я рекомендую ему в домашних условиях исполнять музыкальное произведение перед родителями с выходом, объявлением программы, поклонами, аплодисментами. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Такой метод работы тоже помогает постепенно справляться с волнением.

Исполнение на основе приёма медитативного погружения связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Суметь повторить мысленно ноту за нотой, услышать все переходы из звука в звук.

Погружение в звуковую материю может происходить при выполнении следующих упражнений:

  • пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
  • пропевание с инструментом, причём голос идёт как бы впереди реального звучания;
  • пропевание мысленно, про себя;
  • пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Медитативное проигрывание произведения сначала осуществляется в медленном темпе, с установкой на то, чтобы исполнитель не отвлекался, и всё слуховое внимание было сосредоточено только на исполнении.

Большую помощь в психологической подготовке учащегося к выступлению оказывает ситуация искусственного стресса во время игры:

  1. Во время проигрывания, преподаватель произносит психотравмирующее слово: «Ошибка». Ученик не должен испугаться и при этом ошибиться.
  2. Для концентрации внимания, попросить ученика проиграть программу с включенным телевизором или магнитолой. Такая игра с помехами помогает увеличивать концентрацию внимания. Данное проигрывание требует гораздо большего нервного напряжения, но постепенно приучит ученика исполнять произведения при звуковых помехах полноценно, и он будет застрахован от неприятных неожиданностей на сцене.
  3. В качестве установки на безошибочную игру, можно попытаться играть в полной темноте или с закрытыми глазами.
  4. Перед игрой побегать, попрыгать, поприседать, чтобы вызвать учащенное сердцебиение и сразу садиться за инструмент исполнять произведение. Несколько похожее учащенное сердцебиение возникает у музыканта перед выходом на сцену.
  5. Для выявления скрытых ошибок необходимо поиграть произведения наизусть в очень медленном темпе, с тихой динамикой. Такое проигрывание позволяет тщательно проконтролировать сыгранный звук, проверяет выдержку и терпение, а так же усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Очень важным моментом удачного выступления является состояние рук. Если руки перед выступлением ледяные от волнения, то полезно сделать ряд гимнастических упражнений:

  1. ударять кончиками пальцев сначала по «подушечкам» первого сустава, затем посередине ладони, потом по нижней части ладони. Можно ударять каждым пальцем отдельно.
  2. подтягивать пятый палец как можно ближе к кисти, гладящими движениями проводить кончиком пальца по ладони до его основания. Это упражнение делать каждым пальцем.

Достаточно эффективно действуют дыхательные упражнения, предложенные в своё время Б.Струве: «Медленное глубокое вдыхание через нос, небольшая задержка дыхание и такое спокойное медленное выдыхание через рот, затем отдых и снова повторение упражнения».

Перед выступлением ученик должен иметь возможность спокойно посидеть, расслабив все мышцы. За определенное время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все наставления и замечания. Ученик должен верить в себя, в свое удачное выступление. Это уверенность поможет ему хорошо выступить. Можно для снятия стресса съесть два-три кусочка шоколадки и запить это теплым чаем или водой. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращению и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук.

Педагог должен дать ученику советы:

  • позаботиться об удобной обуви (без острых носов и высоких каблуков, что негативно сказывается на технике владения педалью).
  • предварительно проверить высоту стула. Высокий или низкий стул может загубить выступление – это связано с привычками техники.
  • перед выходом на сцену необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.

Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя - настроиться на нужный характер и темп.

После выступления, если есть возможность, устроить маленький праздник с чаепитием. Таким образом помочь ученику снять стресс и оставить после концертного выступления приятные воспоминания.

Список использованной литературы:

  1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., «Институт психологии РАН», 1997
  2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., Классика – XXI. 2009.
  3. «Музыкальная психология и психотерапия» № 3 / 2009
  4. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Санкт – Петербург, Композитор. 2008.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.