РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование образовательной программы по хореографии через применение танцевальной арт-терапии.

Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

В настоящее время в связи с более возрастающими нагрузками школьного обучения, запросом родителей и дефицитом их внимания к детям, неспокойной обстановкой в семьях дети всё чаще испытывают стресс — психологическое состояние, характеризующееся отсутствием внутренней гармонии и душевного равновесия, сопровождающееся страхом, гневом, агрессией, тревожностью, депрессией, эмоциональной неустойчивостью, снижением самоуважения и другими деструктивными состояниями. Их наличие в личности делает её психологически неблагополучной — снижает способность человека к адаптации, приспособлению к меняющимся условиям внешней среды.

Одним из инновационных элементов работы является введение в традиционные занятия хореографией элементов танцевальной терапии, как психотерапевтического метода, способствующего устранению психологического неблагополучия личности и содействию улучшения психологического состояния детей и подростков, занимающихся в нем.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Различают традиционные и инновационные методы обучения. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных знаний, принятых в качестве нормативных.

Арт – терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт – терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Так же достаточно широко она применяется в педагогике, социальной работе. Интересен факт, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться, снять напряжение и дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование движения под музыку как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Она применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия. Любое движение стимулирует высвобождение чувств, и через тело человеку легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова; а изменяя положение тела, он изменяет свое душевное состояние.

При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие человека, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер его движения. Изменение движений, в свою очередь, приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций. Таким образом, основная задача танцевально-двигательной терапии — обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Использование танцевально-двигательных техник позволяет:

  • провести диагностику личности или группы в целом;
  • снять напряжение;
  • приобрести новые движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми;
  • изменить стиль общения с окружающими, научиться осознавать свои и чужие желания;
  • достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности.

Одним из основных методов танцевальной терапии является использование преимущественного спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений к окружающим и миру вокруг. Поэтому на своих занятиях я использую элементы импровизации, которые позволяют учащимся выразить свои эмоции, душевное состояние, избавиться от негативной энергии.

Так же к методическим приемам танцевальной терапии относится и целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать, поддерживать свободную импровизацию, межличностное взаимодействие. Можно использовать музыку для создания настроения, так же создания мира моря, леса, природных явлений. Можно использовать звуки шума дождя, шума волн, пения птиц.

Еще одной составляющей является танцевaльная игра, основной целью которой является вовлечение участников в творческий процесс. Танцевальная игра — это: игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства. На своих занятиях использую игры, в которых дети с удовольствием принимаю участие. Например:
«Живая цепочка» танцевальные позы и движения; прием «Этюдная композиция» исполнение этюда на заданную тему, игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу.

Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств, так же они могут стать разрядкой от классических упражнений на занятии. Педагог должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможности, более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстетической стороне танца.

Из всего вышесказанного мы можем подвести итог. Введение танцевальной терапии на занятиях хореографией может пойти только на пользу, как воспитанникам, так и педагогу. Главный принцип состоит в том, что мы не принуждаем детей к занятию, это должно быть добровольное участие, желание свободно выразить себя в движении и танце. Танцевальная терапия не учит движениям и стилям, она помогает найти собственный танец для каждого. В ней не существует правильного или ошибочного движения, все движения идут от души танцующего. Введение танцевальной терапии на занятиях хореографией оказывает положительный эффект на эмоциональное состояние учащихся, помогает им раскрыть свой внутренний мир, успешно адаптироваться к непростым, иногда сложным, жизненным ситуациям.

Литература

  1. Андреева Ю.А. « Танцетерапия». – Спб.: «Издательство «Диля», 2005. – 256 с.
  2. Киселева М.В. «Арт-терапия в практической психологиии и социальной работе».- Спб.: Речь. Учебное пособие.2007. – 336с.
  3. Киселева М.В. « Арт – терапия в работе с детьми». Спб.: Речь, 2007. – 160с.
  4. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 34-37.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.