РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие методы и приемы в логопедической работе с младшими школьниками

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.

У большинства детей с нарушениями речи отмечается своеобразие психического развития: общая эмоциональная незрелость, задержка в развитии вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. И несформированность психических функций во многом влияет на развитие речи детей (А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже). Исследования Р.И. Лалаевой, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой также показывают, что при любых отклонениях в развитии в той или иной мере страдают речевая и связанная с ней познавательная деятельность детей. Именно поэтому в структуру логопедического занятия необходимо включать коррекционные задания и дидактические игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия для эффективной коррекции речевых нарушений.

Внимание

В рядах букв спрятались слова. В каждом ряду – одно слово. Зачеркни в каждой строчке повторяющиеся буквы и прочитай поговорку. Объясни смысл и запиши ее в тетрадь.

  • слшкенастишваокмту
  • бнвтспебгжтднабжп
  • оплрувазодунливколу

Память

Внимательно рассмотри и запомни цепочку букв, слогов, слов. Воспроизведи (запиши) их по памяти.

  • л п е м а с к в ц
  • ло мА УК ди ош пы
  • дом эхо стог рот лес сыр

Мышление

Здесь мы обратились к загадке.

Загадка – это логическая задача, которую надо решить, она легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, позволяет формировать понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.

Ее писал писатель,
Художник рисовал,
А буквы напечатали, -
Читать читатель стал (книга).

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики пальцев рук благотворно сказывается на речи ребенка. Лучшей тренировкой мелкой моторики для ребенка будет массаж кистей рук. Целесообразно использовать следующие его приемы: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость.

Рекомендуется специальный комплекс упражнений.

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение – приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.

Помимо массажа также можно использовать пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала.

Моя семья

Дети поочередно сжимают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровка, лепка, застегивание пуговиц и т.д. Предлагаю упражнения с использованием «сухого» бассейна. Для создания «сухого» бассейна небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом» бассейне.

«Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать»
Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».
Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить руки в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок. Однако, не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.

Игра «Смотри не ошибись!

Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.

Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

Наблюдения за детьми во время логопедических занятий выявляли большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточиться на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Упражнение «Кулачки»

Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабиться) и дать почувствовать это состояние.

«Руки на столе,
Кулачки сжаты.
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!»

Упражнение «Волшебный сон»

Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.

«Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формулы на логопедических занятиях настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность в деятельности. У него появляется желание преодолеть речевой дефект.

«Каждый день всегда, везде—
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо».

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка, может осуществляться разными путями. Один из них – активное включение в практику логопеда рисуночных методик. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Графическая музыка.

Детям предлагается под музыку, закрыв глаза проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета.

Клавиатура.

Дети с закрытыми глазами рисуют клавиатуру компьютера. Лучший тот – чьи ряды идут параллельно.
Нередко логопедам встречаются сложные случаи нарушений письма, механизмы которых непонятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития письменной речи или его нарушение. Но не менее важно то, что остается невидимым – мозговые механизмы речи в норме и патологии, обеспечивающие полноценное владение письмом или составляющие причину его наруше-ния.

Поэтому специалисту необходимо знать не только тонкости русского языка, но и понимать, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии.

Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за целостный образ какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии.

Разработанная сотрудниками научно-исследовательского центра детской нейро-психологии под руководством А.Е.Соболевой методика способствует успешной коррекции дисграфических нарушений. Решить эту проблему помогут следующие упражнения.

«Магазин».

Нарисовать определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продать» их, «рекламируя» по каждой букве:

а – ароматный,
р – рубиновый,
б – большой,
у – укатить домой,
з – звонкий;
м – маленькая,
ы – ы-ы!,
ш – шуршит,
ь – мягкая шубка.

«Кузовок».

Сложить в кузовок слова, которые заканчиваются на –ок: грибок, глазок зубок и др. Можно по аналогии наполнять корзину, коробку, ящик, соответственно собирая слова на –ина, -ка, -ик. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Приоритетным обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы знаем, какой ведущий канал восприятия у того или иного человека, то используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, мы оптимизируем процесс общения. Если же общение строится без учета доминантного канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята.В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом учителю необходимо понимать, что возможно расхождение его предпочитаемым каналом восприятия, переработки и воспроизведения информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ребенка .Ведь то, что учителю представляется оптимальным, для ребенка может оказаться недоступным. Языковые способности человека зависят от особенностей организации сенсорно-перцептивной системы. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения-переработки-передачи информации. Педагог определенной модальности усиливает моносенсорные проявления среди таких же, как он, воспитанников и сдерживает естественный процесс гармонизации полисенсорики – главное условие для целостного мироощущения как основы познания.

Сенсорно не похожие на педагога дети говорят с ним на «разных языках» и частично, а иногда и полностью не воспринимают смысл сказанного. Это одна из причин диагностических ошибок, низкой эффективности становления психологической базы речи и коррекции собственно речевых компонентов со всеми вытекающими последствиями по общепознавательному и социально-коммуникативному развитию детей с недостатками речи.

Некоторые авторы предлагают использовать на уроках специальные задания для детей с разными каналами восприятия. Мы же адаптировали речевые задания к разносенсорным способам восприятия. С помощью этих заданий мы стремимся к развитию у детей смешанного канала восприятия, к развитию сильных межанализаторных связей, что по-нашему мнению, должно привести к вовлечению в процесс познания всех возможностей ребенка, обеспечить наиболее эффективный режим усвоения невербальной и вербальной информации.

При дифференциации букв используем следующие приемы: сравнение букв по начертанию (зрительный канал), запись букв разным цветом (зрительный канал), сравнение звуков по артикуляции с помощью зеркала (зрительный и кинестетический каналы, запись слов в два столбика (слуховой канал и кинестетический), вставить пропущенные буквы в слова (зрительный и кинестетический).

«Минутки перспективного чтения».

Методика проведения: каждый ребенок читает художественную книгу в течение трех минут вслух, вполголоса; при этом информация идет на все основные каналы восприятия: зрительный – читает текст, слуховой – сам себя слушает, тактильный – проговаривает текст.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит немалое количество детей, имеющие такие отклонения от условной возрастной нормы, как логоневрозы, дисграфия, дислексия, повышенная возбудимость и утомляемость, да и гораздо более серьезные проблемы (ЗПР, аутизм и др.).

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ, являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обусловливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка, укрепление его психического здоровья позволяют предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Литература:

  1. Буцикина Т.П. Вартопетова Г.М. «Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников» /М.: ООО «ТЦ Сфера», Научно-методический журнал «Логопед» №3, 2005.
  2. Михайлова М.В. «Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях» /М.: ООО «ТЦ Сфера», Научно-методический журнал «Логопед» №6, 2005.
  3. Кожина Н.Н. «Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей с тяжелыми речевыми нарушениями» /М.: ООО «ТЦ Сфера», Научно-методический журнал «Логопед» №4, 2011.
  4. Максимова Н.Г. «Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи» /М.: ООО «ТЦ Сфера», Научно-методический журнал «Логопед» №10, 2012.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.