РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие физических качеств, школьников 12-13 лет, занимающихся футболом в школьной секции

Введение

Современная система спортивной подготовки обусловливает необходимость постоянного поиска путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому разработка и внедрение новых технологий является необходимым условием для достижения успехов в спортивной деятельности (М.Я. Набатникова, 1982; Г.А. Колодницкий, 2011).
Многочисленными научными исследованиями и практикой футбола доказано, что высокий уровень физической подготовленности футболистов выступает ведущим условием успешной реализации ими технико-тактических действий в соревновательной деятельности (К.С. Сарсания, 2003; Г.В. Монаков, 2005; М.А. Годик, 2006; П.П. Колупанов, 2010; О.Б. Лапшин, 2010). Поэтому вне зависимости от уровня квалификации физическая подготовленность является тем базисом, на котором строится весь учебно-тренировочный процесс футболистов.

В специальной научной и методической литературе имеется ряд работ, рассматривающих развитие у юных футболистов отдельных физических качеств или сторон общей и специальной физической подготовки (М.Х. Фриха, 1998; С.В. Дыгин, 2003; А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков, 2008; Д.В. Сиренко, 2008; А.Д. Груколенко, 2012).

Вместе с тем, фактически отсутствуют исследования и практические рекомендации по повышению эффективности физической подготовки футболистов 12-13 лет занимающихся футболом в школьной секции. Но эта проблема имеет важное теоретическое и практическое значение, как для подготовки высококвалифицированных футболистов, так и спортсменов массовых разрядов. Разработке этой актуальной проблемы и были посвящены наши исследования.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс школьников 12-13 лет занимающихся футболом в школьной секции.

Предмет исследования. Физическая подготовка школьников 12-13 лет занимающихся футболом в школьной секции.

Цель работы состояла в совершенствовании системы физической подготовки юных футболистов.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить из научно-методической литературы пути повышения физической подготовленности футболистов 12-13 лет, занимающихся в школьной секции.
  2. Разработать экспериментальную комплексную тренировочную программу физической подготовки школьников 12-13 лет занимающихся футболом в школьной секции.
  3. Определить эффективность разработанной тренировочной программы для оптимизации процесса физической подготовленности юных футболистов.

Гипотеза исследования. Было выдвинуто предположение о том, что разработанные недельные тренировочные циклы позволят повысить физическую подготовленность юных футболистов.

Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены данные по оптимизации учебно-тренировочного процесса, заключающиеся в следующих направлениях:

  • проведен теоретический анализ по оптимизации тренировочного процесса юных футболистов;
  • разработана программа, с внесенными изменениями в недельные тренировочные микроциклы, повышающая физическую подготовку футболистов в подготовительном периоде.

Практическая значимость. Разработанная программа совершенствования физической подготовки футболистов 12-13 лет занимающихся футболом в школьной секции может быть использована в преподавательской, тренерской практике для повышения эффективности тренировочного процесса.

Теоретические предпосылки исследования

1.1. Характеристика построения тренировочного процесса в футболе

Спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение индивидуально возможных высоких результатов.

Данный процесс сложен и, для достижения в нем успеха, необходимо обеспечивать многообразную подготовку спортсменов. Это характерно для каждого вида спортивной деятельности и для футбола в частности.

Для достижения высоких спортивных результатов футболисту необходимо обладать разносторонними физическими качествами – силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и гибкостью [17]. Вместе с тем, необходимы: высокий уровень технической и тактической подготовки, психологическая устойчивость, волевые усилия и моральная подготовка. Перечисленные виды подготовки затрагивают только отдельные стороны тренировочного процесса. Таким образом, трудность в управлении спортивной тренировкой состоит в том, что все виды подготовки необходимо рационально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам и периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок.

Кроме этого, спортивная тренировка должна опираться на ряд основных принципов.

Среди них специалисты [2; 4; 5 и др.] выделяют:

  1. Направленность к индивидуально возможным высоким достижениям. Каждый спортсмен в команде любого уровня должен стремиться максимально раскрыть свои возможности и достичь более высокого результата.
  2. Непрерывность тренировки. Для обеспечения высокой эффективности от тренировочного процесса их необходимо проводить непрерывно, не только в течение года, но и на протяжении многолетней подготовки.
  3. Индивидуализация тренировочного процесса. Подготовка футболиста должна основываться на его индивидуальных особенностях, возможностях и природных задатках.
  4. Постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок. Рост тренированности футболистов зависит от величины тренировочных нагрузок. В случае одинаковых тренировочных нагрузок организм футболиста адоптируется и не повышает свои функциональные возможности.
  5. Единство общей и функциональной подготовки. Необходимо рационально сочетать, дополняющие друг друга, общую и специальную подготовку. В течение года их удельный вес в организации тренировочного процесса изменяется.

Специалисты считают, что циклический характер годового цикла тренировочного процесса следует разбивать на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный [7; 8; 17 и др.].

При этом каждый период или его этап имеет определенную продолжительность, которому соответствует определенное содержание подготовки [23].

Подготовительный период начинается с момента возобновления учебно-тренировочного процесса в каждом новом годовом цикле до первого официального соревнования [21].

Соревновательный период состоит из времени, ограниченного первым и последним официальным соревнованием [23]. Переходный период охватывает окончание официальных соревнований и имеет протяженность до возобновления занятий в следующем макроцикле тренировок [22].

В свою очередь подготовительный и соревновательный периоды принято подразделять на отдельные этапы, которые создают благоприятные условия тренированности и имеют свои специфические средства, динамику спортивных нагрузок и режимов подготовки [22; 23].

Подготовительный период делится на два этапа – общеподготовительной и специальной подготовки. На общеподготовительном этапе главное внимание сосредотачивается на разносторонней общефизической подготовке футболистов. К основным формам занятий на этом этапе следует отнести специальные групповые и индивидуальные занятия различной направленности. В них сочетаются физическая подготовка с технической и тактической подготовкой [25].

Наибольшее место в учебно-тренировочных занятиях в данном периоде отводится упражнениям, направленным на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Считается, что упражнения на развитие скорости выполняются в небольших дозировках, на бег с переменной скоростью отводится больше времени, а тактическая подготовка в процессе подготовки должна использоваться редко [26].

В подготовительном периоде на проведение учебных занятий оказывает непосредственное влияние погодные условия. В зависимости от них занятия могут проводиться в спортивных залах или на открытом воздухе. Но при проведении занятий на заснеженном грунте подбираются упражнения, выполняемые в движении. К ним можно отнести: эстафеты, игры и игровые упражнения. Если имеется площадка с хорошо укатанным снежным покровом, то проводятся двусторонние товарищеские игры и тренировочные занятия по совершенствованию технических приемов [27].

В занятиях по тактике на снегу в основном используются двусторонние учебные игры, а также упражнения, обеспечивающие непрерывное движение футболистов: передачи мяча между двумя, тремя игроками; игры и игровые упражнения. Но на начальном этапе не рекомендуется начинать товарищеские игры и чрезмерно стремиться к их проведению в плане совершенствования технических приемов и тактических взаимодействий [29].

К окончанию подготовительного этапа завершается всесторонняя подготовка футболистов к календарным соревнованиям. Особое внимание необходимо уделять полному восстановлению необходимых технических навыков и тактических действий, освоению принятых командой систем игры. При этом значительно увеличивается объем специальной физической подготовки.

Кроме упражнений в технике и тактике, которые выполняются в большем объеме, часто используются упражнения на развитие специальной быстроты и упражнения, развивающие специальную выносливость. По мере роста квалификации футболистов упражнения для совершенствования техники и тактики даются сопряженно [23].

На этапе специальной подготовки осуществляется непосредственная подготовка к официальным соревнованиям. Специальная физическая подготовка, и в частности скоростно-силовая, занимает ведущее место в тренировках на этом этапе. Значительная часть времени должна отводиться к адоптации двигательных навыков к усложненным и игровым условиям, возрастает интенсивность выполняемых упражнений [21].

На данном этапе по сравнению с общеподготовительным уменьшается количество времени отводимого на развитие ловкости. Упражнения даются преимущественно в виде различного рода прыжков, игр и игровых упражнений. Выполняются контрольные тесты, которыми подводится итог учебно-тренировочной работы за подготовительный период.

В соревновательном периоде главное место занимают выступления в официальных соревнованиях и подготовка к ним. Но занятия по совершенствованию физической, тактической и технической подготовке проводятся в обычном объеме. В соревновательном периоде создаются необходимые условия для достижения и сохранения спортивной формы, для наивысшей работоспособности в каждой игре [25].

Формами тренировки являются специальные групповые и индивидуальные занятия по физической подготовке, групповые и индивидуальные занятия по технике и тактике, двусторонние и товарищеские игры, официальные календарные игры. Систематически проводятся контрольные тестирования. Наибольшее место в соревновательном периоде отводится упражнениям по технике и тактике и специальной физической подготовке. Значительно возрастает работа по развитию у футболистов быстроты. Основное место отводится повторному бегу. В августе упражнения с предельной скоростью выполняются в меньшем объеме, так как к этому времени у футболистов накапливается усталость [22].

Во второй половине соревновательного периода удельный вес упражнений, рассчитанных на развитие быстроты, постепенно снижается, а достигнутая быстрота поддерживается и совершенствуется в играх и игровых упражнениях.

То же относится к упражнениям на развитие выносливости и ловкости. Упражнениям на развитие силы во второй половине соревновательного периода также отводится несколько меньше времени. Основными средствами тренировки в соревновательном периоде являются упражнения специальной физической подготовки, упражнения в технике владения мячом, тактические упражнения, двусторонние товарищеские игры и официальные соревнования [28].

Занятия по технике и тактике на всех этапах преследуют цель повышения стабильности выполнения и вариативности технических и тактических приемов игры, считает В.И. Козловский. При совершенствовании в технике владения мячом обращается внимание на точность попадания, качественное выполнение остановок, ведения и отбора мяча, разнообразие обманных движений. При этом предпочтение отдается упражнениям, подготавливающим футболистов к выполнению технических приемов на большой скорости, в усложненных условиях и с сопротивлением. Широко используются игровые упражнения и специально подобранные игры, приближающие к соревновательным условиям. Кроме того, проводятся двусторонние матчи с акцентом на выполнение футболистами заданных технических приемов, а также товарищеские соревнования [22].

В соревновательном периоде совершенствуются принятые командой тактические варианты ведения атаки, построения защитных действий и взаимодействия линий и звеньев при переходах команды от нападения к защитным действиям и от защитных действий к нападению.

Для совершенствования тактических действий используют всевозможные игровые упражнения и игры. Среди них: борьба за мяч, нападение против защиты и т.д. Рекомендуется выполнять упражнения способствующие выработке у футболистов точных и своевременных передач, навыков в отборе мяча, в передвижении по площадке, в проявлении творчества и инициативы в игре. При этом изучают новые тактические комбинации между игроками смежных линий и звеньев, а также различные способы выполнения начального, штрафного, свободного, углового ударов. Вместе с тем разучиваются тактические схемы игры в связи с предстоящими соревнованиями, а интенсивность нагрузок достигает наивысшего уровня [25].

В переходном периоде осуществляется переход от спортивной деятельности большого объема и интенсивности к менее интенсивным и объемным нагрузкам. Однако в связи с постепенным переходом на круглогодичную систему соревнований активные занятия физическими упражнениями не прекращаются. Это позволяет избежать резкого снижения спортивной формы.

На первом этапе переходного периода до начала отдыха выполняются главным образом комплексные занятия. А.Н. Романенко рекомендует использовать упражнения, рассчитанные преимущественно на развитие быстроты, выносливости, силы, ловкости, занимают в учебно-тренировочном процессе незначительное время. Продолжаются двусторонние игры и товарищеские соревнования, а длительность и интенсивность занятий постепенно снижаются [23].

В переходном периоде игроки должны самостоятельно заниматься различными физическими упражнениями по рекомендациям тренера, считает П.Н. Козлов. К окончанию периода им рекомендуется активизировать самостоятельные занятия по физической подготовке с таким расчетом, чтобы сократить время на вхождение в спортивную форму очередного годового цикла [15].

На протяжении подготовительного, соревновательного переходного периодов необходимо учитывать и еще один немаловажный фактор – распределение нагрузок и ее направленность на разных этапах. В целях контроля за направленностью нагрузки, наряду с методами биохимического контроля, в настоящее время используются показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) [13]. М.Я. Набатникова классифицирует тренировочную нагрузку по зонам интенсивности и показателям ЧСС, соответствующую функциональным возможностям детей, следующим образом:

1.2. Характеристика анатомо-физиологических и психологических особенностей футболистов 12-13 лет

Повышение спортивного мастерства футболистов различной квалификации находится в прямой зависимости от планомерного и качественного обучения игре. Только в результате использования наиболее эффективной методики обучения и тренировки с учетом закономерностей возрастного развития систем организма можно в полной мере решить задачу подготовки футболистов высокого спортивного мастерства.

Рассматривая возрастные особенности футболистов 12-13 лет, специалисты отмечают, что ведущая роль в развитии функций организма принадлежит нервной системе, анатомическое развитие которой завершается к периоду полового созревания. К этому возрасту заканчивается процесс созревания двигательного анализатора [16].
Перестройка функции коры больших полушарий обуславливает изменение поведения начинающих футболистов. В возрасте 12-13 лет изменяется психическое состояние подростков, проявляющееся в разнообразных интересах, в процессах самоутверждения.

Относительно равномерное развитие детского организма в младшем школьном возрасте сменяется периодом, характеризующимся, прежде всего, значительными физиологическими сдвигами, изменениями в психике. В возрасте 12-13 лет в организме происходит интенсивная перестройка функций желез внутренней секреции, идет значительный рост тела в длину, отмечается быстрый рост сердца, легочной и мышечной ткани. Меняется состояние нервной системы подростков, в их поведении отмечается повышенная нервозность и неустойчивость эмоциональных реакций [16].

Между приведенными выше физиологическими и психическими изменениями В.М. Волков приводит примеры взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к тренировочному процессу:

  • временные трудности в образовании условных рефлексов;
  • повышенная возбудимость и эмоциональность;
  • появление психической неуравновешенности [7].

Выявлены особенности, присущие детям 12-13 лет, которые можно сформулировать следующим образом:

  • детям этого возраста трудно выполнять движения быстро и точно. При установке на точное выполнение они замедляют темп движений, при установке на быстроту – выполняют их не точно;
  • у детей наблюдается стремление как можно быстрее овладеть многими сложными двигательными навыками. При этом часто закрепляется неправильное выполнение движений [11].

Эффективность тренировочного процесса зависит от своевременности применения различных средств тренировочного воздействия и целесообразной дозировки. Своевременность в свою очередь, определяется наступлением замедленного или ускоренного развития физических качеств. Традиционно к ним относят координационные способности, скоростные и скоростно-силовые качества, выносливость, силу.

Рассматривая возрастное развитие координационных способностей и ловкости, следует заметить, что уже у 13-14 летних их уровень достигает уровня взрослых.

К развитию силы в возрасте 12-13 лет следует подходить строго индивидуально. Это связано с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. Приспособление к нагрузкам в этом возрасте идет за счет частоты сердечных сокращений. Интенсивный рост сердца опережает рост сосудов. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление: нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов [30].

В комплексе качеств, необходимых юному футболисту, не последнее место занимают скоростные и скоростно-силовые возможности. Скоростные качества определяются в основном тремя показателями: латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения, частотой движения.

Латентное время простой двигательной реакции в период роста организма быстро уменьшается с 6 до 11 лет, достижение уровня взрослых по этому показателю происходит в 13-14 лет (30). Наибольшее изменение латентного времени под влиянием тренировки наблюдается в возрасте 9-11 и 13-14 лет. Скорость одиночного движения значительно возрастает с 10 до 13 лет, затем прирост незначительный. Скорость бега интенсивно увеличивается с 13 до 14 лет [11].

Скоростно-силовые качества представляют собой динамическую или «взрывную» силу, проявляемую в быстрых движениях. По данным В.М. Волкова, наибольший рост одного из показателей скоростно-силовых качеств наблюдается до 13 лет, после чего замедляется. Аналогичные данные были получены и при измерении высоты выпрыгивания. Высота прыжков также увеличивается до 13 лет, затем это увеличение замедляется [7].

Как видно, даже такой короткий анализ возрастного изменения скоростно-силовых качеств позволяет считать возраст 12-13 лет наиболее благоприятным для совершенствования физической подготовленности футболистов.

Специалисты под общей выносливостью понимают эффективное и продолжительное выполнение работы умеренной интенсивности [15; 17]. Благоприятными для развития общей выносливости являются возрастные диапазоны от 8-11 и 12-15 лет. Таким образом, изучаемый нами возраст юных футболистов относится ко второму диапазону, что обусловливает возможность ее развития. Следует отметить, что хотя период 12-13 считается благоприятным для целенаправленного развития выносливости в динамической работе (общей выносливости), он же не является таковым для развития ее вида – скоростной выносливости. Нагрузки такого характера противопоказаны в этом возрасте по причине физиологической неподготовленности занимающихся [16].

К.-Х. Хеддерготт, рассматривая психологические особенности футболистов 12-13 лет, отмечает, что после целенаправленных и продолжительных нагрузок необходимо использовать достаточно продолжительные перерывы для восстановления. Автор указывает на неустойчивость и нестабильность психики мальчиков данного возраста, которая в первую очередь появляется в наиболее ответственных играх и в переживании неудач [27].

Рассмотренные периоды развития физических качеств дают основание считать возраст 12-13 лет как благоприятный для целенаправленного развития физической подготовленности. Отсюда следует, что выполнение специальных упражнений в тренировочных режимах, будет помогать решать задачи обучения техническим приемам и повышения функциональных возможностей организма.

1.3. Средства и методы физической подготовки юных футболистов школьной секции

Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовку учащихся необходимо осуществлять в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя, анатомические, физиологические и психологические особенности.

Под физической подготовкой понимается общее состояние спортсмена, достигнутое в результате тренировок. Без хорошей физической подготовки невозможно выполнять те требования, которые игра предъявляет к юным футболистам. При этом характер тренировочных нагрузок определяется спецификой предстоящих соревнований и особенностями самого спортсмена. Эффективность общефизической подготовки должна проявляться в технических и тактических действиях. Таким образом, физическая подготовленность – это выработанные в ходе тренировок физические качества спортсмена. Более того, физическая подготовленность юных футболистов состоит из сочетания физических качеств, которые в свою очередь являются основой для всех видов подготовки футболистов [31; 32].

Повышение показателей физической подготовленности футболистов происходит при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений. Каждое из них характеризуется определенным тренировочным эффектом, а правильное управление этими тренировочными эффектами позволяет целенаправленно воздействовать на развитие тех или иных физических качеств.

В физической подготовке юных футболистов должно быть такое сочетание тренировочных средств, которое обеспечивало бы соразмерность в развитии разных физических качеств. Реализация установки на соразмерность позволяет сбалансировать эффективность энергетических механизмов юных спортсменов в зависимости энергетических требований конкретных упражнений.

В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых – бег, прыжки, силовые упражнений, удары по неподвижному мячу, передача мяча в парах, до самых сложных – игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики.
Г.В. Монаков в тренировке выделяет четыре вида упражнений: обшеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные [26].
К.Л. Вихров предлагает рассматривать две группы средств специальной физической подготовки футболистов: а) соревновательные упражнения; б) упражнения, сходные с соревновательными по кинематическим и динамическим характеристикам, механизмам энергообеспечения, структуре работы мышц, а все остальные упражнения считать средствами общей физической подготовки [8].

Различают специальные упражнения с мячом и без мяча. Интенсивность и продолжительность их выполнения, число повторений, время отдыха между ними зависит от характера, величины физических нагрузок и должны строго соответствовать тому или иному методу тренировки.

С.В. Дыгин для повышения показателей физической подготовленности футболистов рекомендует использовать методы избирательного и комплексного совершенствования физических качеств. Избирательное совершенствование двигательных качеств предполагает применение упражнений в режиме, обеспечивающем реакции узкого круга функциональных систем. Комплексное воздействие на развитие всех двигательных качеств футболистов осуществляется при использовании основных для футбола специализированных средств тренировки [12].

В практике физической подготовки футболистов выделяют две группы методов: непрерывного выполнения упражнений и с перерывами.

Непрерывные методы (равномерный, переменный) характеризуется тем, что тренер, готовящий тренировочное занятие, задает в нем длительность и интенсивность упражнения, и после этого футболист выполняет его без перерыва.

Наиболее распространенным в тренировке футболистов является переменный метод, поскольку сама игра – это типичное упражнение переменной интенсивности [9].

Следует отметить одну особенность непрерывных переменных упражнений: в некоторых фазах этих упражнений снижается активность функциональных систем организма, но снижается она до определенного уровня.

При использовании метода выполнения тренировочных упражнений с перерывами также есть активные и пассивные фазы, но в отличие от непрерывного метода, в котором в пассивной фазе упражнения выполняется с пониженной интенсивностью, пассивная фаза метода «с перерывами» – это, как правило, относительный покой.

Кроме этих двух групп, методов строго регламентированных упражнений, в физической подготовке футболистов применяют соревновательный и игровой метод.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования). Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр.
При развитии быстроты, прежде всего, уделяют внимание следующим ее компонентам: быстроте двигательной реакции, быстроте отдельных движений, способности в короткое время увеличивать темп движений.

Средствами развития скоростных способностей принято считать упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной быстротой (т.е. скоростные упражнения) [14].
Большое внимание в тренировке скоростных способностей юных футболистов уделяют выполнению упражнений в облегченных условиях (например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.). В таких упражнениях занимающийся старается перейти временно установившийся у него скоростной барьер и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще более высокой скорости.

Значительное место в тренировочном процессе занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний.

В.А. Шальнов для развития быстроты рекомендует использовать следующие упражнения:

  • бег с высоким подниманием бедра в яме с песком с небольшим продвижением вперед;
  • бег в гору (крутизна склона до 20°) в быстром темпе по 20-30 м;
  • многоскоки по мягкому грунту по 20-50 м;
  • семенящий бег с переходом на быстрый бег;
  • бег с ускорением на 30-40 м;
  • повторный бег под уклон;
  • прыжки вверх на двух ногах с поворотом на 180° и 360°;
  • прыжки на двух ногах по 15-20 м;
  • старты из различных исходных положений [44].

А.Д. Груколенко в комплекс упражнений для развития стартовой скорости включает рывки на 5-10 м по сигналу (преимущественно зрительному) из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом [10].

О.Б. Лапшин рекомендует для развития скоростных способностей применять следующие методы тренировки:

  • повторное выполнение скоростно-силовых упражнений, при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путём перемещения относительно небольшого отягощения с максимальной скоростью;
  • выполнение скоростных упражнений в затруднённых и облегчённых условиях, игровой метод [21].

К основным методам развития скоростных способностей Д.В. Сиренко относит:

  • повторный метод;
  • повторно-прогрессирующий;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод [35].

Работая над развитием быстроты реакции и скорости движений, следует постоянно заботиться о том, чтобы футболисты научились расслаблять мыщцы-антагонисты, поскольку они препятствуют выполнению движений.

Важное значение на этапе начальной подготовки имеет развитие ловкости, которая создает основу для успешного овладения сложными в координационном отношении действиями. Причем воспитание ловкости на данном этапе должно идти, прежде всего, по пути образования её общей базы, вследствие чего на дальнейших этапах подготовки будет воспитываться специальная ловкость футболиста.

Для развития у футболистов ловкости применяют подвижные игры, эстафеты с комплексом различных движений (бег, прыжки, повороты, броски и ловля мячей), упражнения из акробатики (кувырки вперед и назад, кувырки после прыжков, сочетание кувырков с поворотами), прыжковые упражнения (прыжки в длину, высоту, тройные, пятикратные, с поворотом на 90°, 180°, в приседе и т.п.), беговые упражнения (бег по «восьмерке», по дуге вправо и влево, скрестным и приставным шагом, бег по меткам и т.п.).

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. Поэтому их целесообразно проводить в начале тренировочных занятий, а также после интервалов отдыха.

Для развития у футболистов ловкости широко используются методы стандартно-повторного и вариативного упражнения, а также игровой и соревновательный метод. При этом решаются две большие группы задач:

  1. Разностороннее развитие, которое предполагает на начальных этапах спортивной тренировки, создавать необходимую двигательную базу, позволяющую в дальнейшем совершенствовать двигательную деятельность. Данный этап подготовки характеризуется широтой применяемых средств при развитии двигательно-координационных способностей. В тренировочном процессе используются общеразвивающие и гимнастические упражнения, метательные и прыжковые упражнения с установкой на дальность и точность, различные игры, эстафеты.
  2. Специально направленное развитие. Данная задача решается на последующих этапах спортивной подготовки, приобретая специфический характер [24].Эффективным методом развития ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи футболист должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

В теории и практике футбола предлагаются различные средства и методы развития у футболистов выносливости, в том числе дополнительные нетрадиционные средства повышения функциональных возможностей организма в виде дыхательных упражнений и дозированной гиповентиляции [46].

Для развития скоростной выносливости применяют преимущественно методы интервального, повторного, комбинированного упражнения, а также соревновательный метод.

Необходимым условием при планировании средств и методов развития выносливости выступает учет педагогических параметров применяемых упражнений, которыми являются:

  • содержание упражнения (описание или схематическое изображение расположения спортсменов, направление передвижений и др.);
  • линейные размеры площадки, на которой выполняется задание (1/2 или 1/4 футбольного поля, 10х15м и др.);
  • количество спортсменов;
  • время однократного выполнения задания в упражнении (с, мин);
  • количество повторений задания;
  • продолжительность пауз отдыха между повторениями (с, мин);
  • общее время выполнения упражнения [3].

В.А. Озеров, исследуя сочетание непрерывного и интервального методов в учебно-тренировочном процессе футболистов, установил, что при выполнении нагрузок преимущественной анаэробной гликолитической направленности в двухнедельном микроцикле наибольший прирост в уровне скоростной выносливости наблюдается при использовании интервально-серийного метода с постоянным интервалом отдыха. В тоже время интервально-серийный метод с уменьшающимися интервалами отдыха является более сильным по своему воздействию, но использование его в течение двухнедельного периода, угнетает энергетические возможности организма [28].

В последние годы в научно-методической литературе уделяется большое внимание исследованию эффективности применения интервальных тренировок с мячом на специально оборудованных площадках с целью повышения как аэробных, так и анаэробных компонентов выносливости у молодых футболистов.

При воспитании гибкости важно обеспечить широкое и гармоничное развитие подвижности во всех основных суставах. При этом большое внимание следует уделять тем звеньям опорно-двигательного аппарата, которые преимущественно несут нагрузку в соревновательной деятельности футболистов.

Основными средствами для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание. Для 12-13 летнего возраста особенно полезно применять упражнения в активном динамическом режиме.

Основной метод развития гибкости – повторное выполнение упражнений с постоянно возрастающей и возможно полной амплитудой движений.

Следует отметить, что упражнения, с помощью которых решаются задачи общей физической подготовки, по мере повышения спортивного мастерства в тренировочном процессе используются в основном как разминочные или решающие задачи восстановления после выполненной специфической работы.

Многие авторы рекомендуют использовать в качестве средств комплексной направленности игровые упражнения, которые определяются спецификой футбола и в тоже время отличаются от этой игры. Они включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Поэтому игровые упражнения могут быть дифференцировано направлены на развитие физических качеств, формирование и совершенствование технических приемов у футболистов [7].

К.Л. Вихровым предлагается подразделить игровые упражнения на группы, исходя из задач действий, составляющих смысловую структуру игры и их воздействию на развитие тех или иных качеств футболиста. Всего автор выделяется пять групп:

  • группа упражнений, направленная на обучение и совершенствование техники;
  • упражнения, связанные с тактической подготовкой футболистов;
  • упражнения для разминки перед соревнованиями и тренировкой;
  • упражнения, направленные на совершенствование физической подготовки футболистов;
  • общеразвивающие упражнения [8].

В работе О.Б. Лапшина приводятся упражнения для юных футболистов, которые можно использовать в разминке, для совершенствования при беге с ведением мяча, при передачах мяча, ударам по воротам, игре головой, завершении атаки [21].

На основании теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований А.И. Шамардин выделяет четыре основных положения, которые необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса в футболе:

  1. Полицикличность и регулярность выполнения как тренировочных, так и соревновательных нагрузок на протяжении всей годичной подготовки спортсменов, т.е. построение тренировочного процесса должно складываться из серии самостоятельных циклов, различных по продолжительности (с учетом особенностей календаря соревнований), но одинаковых по структуре (наличие обязательных периодов в каждом цикле).
  2. Комплексность использования тренировочных средств (средств физической, технической, психической подготовки и др.), преимущественно специфических и адекватных соревновательной деятельности. Неспецифические средства должны использоваться лишь как вспомогательные.
  3. Индивидуальный подход к планированию объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок на основе индивидуальных модельных характеристик динамики функциональной подготовленности спортсменов.
  4. Систематическая и своевременная, как общая, так и индивидуальная коррекция тренировочного процесса на основе регулярно получаемой экспресс-информации об особенностях и уровне функциональной подготовленности спортсменов [46].

При проведении тренировочных занятий с футболистами 12-13 лет необходимо учитывать, что дети этого возраста имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, поэтому необходим внимательный индивидуальный подход к каждому футболисту.

Для футбола, как и для всех спортивных игр, характерно комплексное проявление физических качеств. Но, по мнению большинства специалистов, эффективное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости требует индивидуализированного подхода к воспитанию каждого качества (12; 13; 15). Кроме того, при оптимальном развитии физических качеств, необходимо учитывать период или этап подготовки, в которых предопределяется развитие тех или иных физических качеств [14].
Сила это способность преодолевать мышечным напряжением механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия [1; 17].

С.Н. Андреев указывает, что для футболиста особенно важно развивать силу ног, но и в достаточной степени необходимо уделять внимание мышцам шеи, плечевого пояса, туловища, спины, брюшного пресса [2]. П. Н. Казаков считает, что основным для футболиста должно быть сочетание силы и быстроты без ухудшения координационных способностей. Для этого автор рекомендует оптимальным средством воспитания силы считать комбинированную динамическую работу уступающе-преодолевающего характера. К ней относится преодолевающая работа при выпрыгивании после приземления [15]. Из занятий с отягощениями В.С. Хомутской рекомендует использовать юным футболистам упражнения с отягощением, равным 50 % от собственного веса, но в основном для воспитания силы использовать скоростно-силовые упражнения [25].

Быстрота представляет собой, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений [24].

Скорость в возрасте 12-13 лет повышается главным образом за счет возрастания скоростно-силовых качеств и мышечной системы. Поэтому значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения, состоящие из прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге. Каждое ускорение повторяется кратковременно (8-10 раз по 10-15 сек) в виде нескольких серий с интервалом отдыха 2-3 мин [25].

В 12-13 летнем возрасте значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для спешного овладения рациональной техникой передвижения. Значительное повышение скорости бега в этом возрасте обусловлено естественным ростом быстроты движений, предпочтение отдается естественным движениям, выполняемой в игровой форме, в спортивных и подвижных играх [15].

Выносливость следует рассматривать, как способность противостоять утомлению [24]. Для воспитания выносливости следует использовать кроссовый бег в равномерном и переменном темпе с постепенным увеличением дистанции до 2-3,5 км; повторны бег на отрезках 30-40-50 м с короткими интервалами отдыха (15-30 сек); подвижные и спортивные игры, серийное выполнение беговых и игровых упражнений (работа субмаксимальной мощности не более 30-40 сек с частотой пульса 160-170 уд/мин, число повторений в серии – 4-6, число серий 2-3 с интервалом отдыха 1,5-2,5 мин) [25].

Ловкость – это способность быстро осваивать новые движения и успешно, координировано действовать в различных условиях [2]. Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости это как можно больше разнообразия, считает С.Н. Андреев. Он рекомендует использовать в занятиях гимнастические и акробатические упражнения, подвижные и спортивные игры с меняющейся ситуацией, упражнения по технике и тактике, которые следует выполнять в начале занятия [2]. Специалисты считают, что для совершенствования ловкости необходимо овладеть большим количеством новых движений, тогда легче формируются новые навыки [25].
Гибкость необходимо рассматривать как свойство упругой растягиваемости мышечных и соединительных структур, определяющих пределы амплитуды звеньев тела [17]. Для воспитания гибкости используются упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой, в сочетании с упражнениями, укрепляющими суставы и связки.

Оптимальным методом развития гибкости принято считать комплексное применение активных движений преодолевающего, статического и уступающего характера, которые позволяют формировать нормальные координационные отношения между мышцами-антагонистами. При этом амплитуда укорочения одних мышц и размах растягивания других приводят к минимальной разнице. Такие соотношения между мышцами-антагонистами обеспечивают прочность в суставах и намного сокращают повреждения мышц [25].
Воспитание ловкости и гибкости создает основу для успешного овладения сложными по координации движениями. Рекомендуется применять подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, прыжки, упражнения в равновесии. Беговые упражнения выполняются с дополнительным заданием (внезапная остановка, изменение направления, повороты, требования максимальной быстроты) [15].

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.