РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические ресурсы популяризации здорового образа жизни современной молодежи как основа успешной профессиональной деятельности

И.М. Григорьева
Цивильский аграрно-технологический техникум
Минобразования Чувашии, г. Цивильск

Аннотация

На основании комплексных теоретико-практических исследований автором сделан вывод о том, что развитие общества невозможно без популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом. Для этого необходимо выделить педагогические ресурсы популяризации здорового образа жизни в отдельную категорию на основании того, что они обеспечивают передачу и усвоение знаний, умений, навыков культуры здоровья, необходимых в подготовке личности к функционированию в обществе.

Условия функционирования современного общества требуют возрождения физического и духовного здоровья общества. На этом фоне огромное значение имеет идея о необходимости сотрудничества в мире в области образования, науки и культуры.

Такое развитие общества невозможно без популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом. Ускоряющийся ритм жизни, интенсивный труд огромного количества людей в России часто приводит к сокращению продолжительности жизни и рождаемости, к необратимым изменениям физического и духовно-нравственного здоровья населения, и в первую очередь молодежи.

На данный момент разработано огромное количество программ федерального и регионально-муниципального уровня, которые направлены на популяризацию здорового образа жизни и формирования культуры здоровья в учебных заведениях. Однако, исследования показывают, что не все программы соответствуют современным требованиям. В этих программах главный упор делается на информационно-пропогандисткие методы. И мало уделяется внимания вопросам формирования практических навыков и умений сохранения и укрепления здоровья, не предлагаются пути замены негативных, а часто и здоровьеразрушающих видов деятельности, позитивными.

Педагогические ресурсы популяризации здорового образа жизни выделены в отдельную категорию на основании того, что они обеспечивают передачу и усвоение знаний, умений, навыков культуры здоровья, необходимых в подготовке личности к функционированию в обществе. Педагогические ресурсы представляют собой совокупность просветительских, развивающих, развлекательных, спортивно-оздоровительных технологий. Выявление и оптимизация знаний, умений, навыков культуры здоровья в структуре педагогических ресурсов имеет особую значимость для эффективности функционирования социально-культурной деятельности в формировании современной личности.

Необходимо выработать новые формы и методы педагогических ресурсов, как бы «осовременить», сделать модными. Создание и популяризация модного бренда, имиджа человека, который занимается спортом, физическими упражнениями, поддерживает свою физическую форму, именно в этом наиболее остро нуждается молодое поколение, это, и только это, может приобщить молодежь к здоровому образу жизни.

Научная проблема исследования обуславливается еще и тем, что, несмотря на огромное количество исследований педагогических ресурсов в области здорового образа жизни, их явно недостаточно в области популяризации ЗОЖ современными средствами.

Современный уровень развития общества обуславливает особенность применения педагогических технологий и их эффективность в области здорового образа жизни. Это особенность заключается в том, что современному человеку уже недостаточно традиционных, устоявшихся форм популяризации здорового образа жизни (можно сказать, произошло «насыщение» ими).

Традиционная система педагогических ресурсов, способствующих удовлетворению оздоровительных потребностей в соответствующих формах – желаемых личностью и приемлемых обществом, которая создана на современном этапе – дополнена особым набором технологий, ориентированных на яркие, новые, эмоционально-заразительные компоненты оздоровительной деятельности на социальном и личностном уровнях.

При этом необходим постоянный педагогический мониторинг эффективности применения педагогических ресурсов, который позволил бы определить значимые изменения в популяризации здорового образа жизни.

Следующей характеристикой педагогических ресурсов является многоаспектность, которая позволяет социально-культурной деятельности использовать педагогические ресурсы с разных сторон и точек зрения. Интеграция может возникнуть только на базе многоаспектного рассмотрения явления.

И, наконец, самой важной системообразующей характеристикой педагогических ресурсов является обширность, которая дает возможность социально-культурной деятельности создавать вариативность образовательного пространства как по содержанию, так и по технологиям

Возможности педагогических ресурсов популяризации здорового образа жизни в социально-культурной деятельности должны использоваться во взаимосвязи взаимозависимости со школами, средствами массовой информации, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями. Это просветительная работа с молодежью в рамках здоровьесбережения, их насущные запросы, не только организация ответов на актуальные вопросы сохранение здоровья, но и пробуждение интереса к самообучению и совершенствованию знаний.

Педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у молодежи личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, культуры здоровья вообще, на формирование представления о здоровье как ценности и мотивацию на ведение здорового образа жизни можно разделить на:

  1. здоровьесберегающие (обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  2. оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  3. воспитание культуры здоровья (групповые и индивидуальные занятия по развитию здоровья личности, оздоровительные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.);
  4. технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в учреждения общего и дополнительного образования).

Педагогические ресурсы популяризации здорового образа жизни могут осуществлять педагогическое воздействие в форме групповой работы: тренинги, лектории, спортивные праздники, разнообразные виды любительских, и новых синтетических форм художественной самодеятельности

Для формирования физической культуры молодежи необходимо:

  • создавать социально-культурную среду, которая выявляла бы их интересы, потребности в занятиях физической культурой;
  • организовать процесс формирования физической культуры молодежи, четко определить его педагогические основы: цель, содержание, формы и методы.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без изменения сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ, улучшения учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствования педагогического процесса. В этой связи открытым остается вопрос профессиональной подготовки преподавателей физической культуры.

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если будет развернута спортивно-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д (ярким примером могут служить игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок» - симбиоз оздоровительной, развлекательной и творческой деятельности).

В реформировании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с образовательными учреждениями в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Необходимо больше уделять внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами.

Мы уже не раз отмечали большое значение системы образования в формировании и популяризации здорового образа жизни. Но, на наш взгляд, этого недостаточно. Назрела острая необходимость создания и внедрения в арсенал педагогических ресурсов для расширения популяризации здорового образа жизни молодежи специализированного курса "Основы здорового образа жизни", отражающего теоретическую и практико-ориентированную направленность.

Немалые педагогические ресурсы формирования у молодёжи убеждения престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни принадлежит библиотекам учебных заведений. Библиотеки с различной активностью и ответственностью работают в этом направлении. Анализируя отчёты, мы столкнулись с ситуацией, когда работа библиотеки по пропаганде здорового образа жизни вообще не упоминается. Но, даже когда такая работа ведется, она ограничивается несколькими стандартными мероприятиями, представляет собой хаотичное использование различных методик. Однако есть позитивные примеры глубокой работы региональных библиотек в данном направлении.

Любая программа по формирования здорового образа жизни, не может строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Тем не менее, во многих библиотеках уделяется внимание работе по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, но не ведется, или почти не ведётся, популяризация физической активности. А ведь это – важнейшая составная часть здорового образа жизни.

Решение задачи ЗОЖ заключается в создании и развития системы информационного сопровождения всех проектов, программ и мероприятий формирования здорового образа жизни с использованием педагогических технологий и в партнерстве со СМИ.

В заключение хочется еще раз отметить, что в стране необходимо формировать такую политику, которая бы способствовала формированию у молодежи осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала практическое освоение навыков сохранения и укрепления здоровья, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью, поэтому развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература.-1993. Р.1, ст. 7.
  2. Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента, «Теория и практика физической культуры», Научно-теоретический журнал, №6 -2005 г.
  3. Касимов, Р.А Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства [Текст] / Р.А. Касимов. – М.,
  4. Федоров Н.Ф. «Философия общего дела» Сочинения – М: Мысль, 1982 – 709 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.