РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Здор Татьяна Николаевна,
учитель математики в классах
для детей  с интеллектуальными нарушениями,
первая квалификационная категория

Для развития познавательных интересов на уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с нарушениями интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитие познавательной активности ребенка.

Организация активной познавательной деятельности на уроке математики

Умственная активность в процессе обучения математике, называемой "гимнастикой для ума", имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.

Задачи на уроках математики

На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребенка. Основная задача обучения математике в данном случае - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. На каждом уроке ставится коррекционная задача, которая состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

Понижая планку образования за счет методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.

Эмоциональная включённость ребенка в урок является важной задачей учителя.

Учителю необходимо помнить:

  • Прежде, чем объяснить - заинтересовать.
  • Прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию.
  • Прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку.
  • Прежде, чем сообщить что-то новое - вызвать ожидание нового.

Ведение уроков в классах для детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу.

В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.

Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Учитель должен уметь:

  1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
  3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
  4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
  5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
  6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  7. Подбирать систему самостоятельных работ.
  8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
  9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
  10.  Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  11.  Формировать мыслительные приемы работы, обучать рациональным приемам решения мыслительных задач.
  12.  Проводить дифференцированную работу в классе.
  13.  Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
  14.  Использовать разнообразные формы поощрения.
  15.  Формировать у учащихся веру в свои возможности.
  16.  Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
  17.  Разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями учителя сознательно стремятся к достижению не только образовательной дидактической цели, но и к решению развивающей, воспитательной и коррекционных задач, вытекающих из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока физические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями

  1. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
  • адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
  • стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • преодоление противоречий между познавательными и практическими знаниями, выдвигаемыми ходом обучения.
  1. Результаты активности познавательной деятельности обучающегося зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
  • о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
  • о развитии мыслительных способностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
  • что процесс познания у ребенка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышление.
  1. Существуют три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
  • принуждение;
  • интерес к предмету;
  • сознательность.

 

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены