РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с детьми младшего школьного возраста на уроках физкультуры. Факторы риска и успеха: психология, физиология, семья.

Работа с детьми младшего школьного возраста на уроках физкультуры. Факторы риска и успеха: психология, физиология, семья.

Автор:
Герасимов Андрей Викторович,
учитель физкультуры
МБОУ города Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Ребёнок пришёл в 1 класс... Началась школьная жизнь маленького человека, которому ещё предстоит стать Личностью. Какой же она будет: насыщенной яркими красками и положительными эмоциями или серыми буднями с безрадостной зубрёжкой уроков? Произойдёт ли качественный скачок сознания ребёнка, когда он начинает понимать: я уже не тот, от которого мало что можно требовать и кто ничего не решает. Я – тот, от которого зависят изменения и внутри меня, и вокруг. Я уже не сам по себе, я – часть чего-то Большего.

Давайте представим процесс образования и развития личности ребёнка в виде треугольника. Вершина этого треугольника, представляющая собой конечный результат процесса воспитания и образования будущего поколения, неизменно будет зиждиться на основании, состоящем из педагогов и родителей. Я неслучайно поместил их в одну плоскость: именно успешное и целенаправленное сотрудничество двух важных и неотделимых частей процесса становления Личности ребёнка станут залогом положительного результата.

Почему я начал освещение озвученной в заголовке темы с вопроса взаимодействия педагога и родителя? Несомненно, что именно знание и учитывание психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют учителю правильно выстроить процесс воспитания и образования. И вот, к учителю на урок физкультуры в 1 классе пришли дети. Что нужно педагогу для успешного взаимодействия с ребёнком? Оставим вопрос компетентности и профессионализма учителя как очевидный фактор.

Первый важный момент – это знание состояния здоровья детей. Откуда изначально учитель физкультуры берёт сведения о здоровье детей в классе? Из листа здоровья, находящегося в классном журнале. И здесь возникают две проблемы. Первая: не все родители знают, что означают группы здоровья, в которые записывают их детей. Скажем, есть I основная группа здоровья. С ней вроде всё понятно. А что означает II основная группа здоровья. Некоторые родители всерьёз считают, что цифра «2» группы здоровья уже накладывает ограничения на физическую активность ребёнка на уроке физкультуры. На самом же деле, II основная группа здоровья означает, что учитель физкультуры при работе с такими детьми должен учитывать, что антропометрические характеристики ребёнка могут не вполне соответствовать внутреннему физиологическому развитию. Например, развитие сердечной мышцы у ребёнка соответствует возрасту, а вот рост или, например, вес – не в полной мере (отстают или опережают). Соответственно, на здоровое сердце какой-то период жизни происходит повышенная нагрузка. Вот это и должен учитывать учитель физкультуры. Третья же подготовительная группа здоровья, которую некоторые родители и вовсе считают поводом ограничить двигательную активность своего ребёнка и сидеть во время урока на лавочке. В то время как III подготовительная группа здоровья предполагает выполнение основной программы по предмету лишь с ограничением физической нагрузки, но не полной её отменой. Вторая проблема заключается в том, что родители иногда предоставляют неполную информацию по здоровью своего ребёнка медицинскому работнику школы. Может, кому-то в это будет трудно поверить, но такое бывает. На моей практике был случай, когда выяснялось, что у ребёнка астма, лишь через полгода от начала занятий. Ни классный руководитель, ни учитель физкультуры не были в курсе, этот фактор не был никак не отражён в листе здоровья. Думаю, всем понятно, чем это чревато. 

Второй важный момент – это то, каков должен быть характер работы учителя с ребёнком. По моему глубокому убеждению, работа учителя – именно учебно-воспитательная. Нам же приходится констатировать тот факт, что некоторые родители считают, что деятельность образовательной организации должна ограничиваться лишь образовательным процессом, а воспитание должным образом они получают в семье. Конечно, хорошо, когда ребёнку с детства прививают авторитет понятия семьи, её важность и значимость. Однако родители, я считаю, не должны брать на себя роль единственных воспитателей. Где, как не в школе, могут привить чувство патриотизма, коллективизма, любви к прекрасному, познанию неизведанного.

Я практически не встречал примеров, чтобы школа принижала значение семьи в жизни ребенка, зато неоднократно приходилось слышать, как родители говорят ребенку: «Что бы о тебе не говорили учителя, твоё слово и мнение для меня важнее», тем самым, подрывая и авторитет учителя перед ребёнком, и внушая ему ложное ощущение правоты всегда и во всём. Например, у ребёнка возникают трудности с освоением некоторых видов физкультурной деятельности. Причём проблема лежит в сфере не «не могу это выполнить», а «мне это не нравится». Всем нравится, а одному ему нет. Очевидно, что ребёнок жалуется дома, что его заставляют делать то, что не нравится лично ему. Приходят родители в школу и, вместо того, чтобы выяснить причины такого поведения, с ходу безапелляционно могут заявить примерно следующее: «Я считаю, что мой ребёнок любит физкультуру как таковую, например, он до школы ходил на секцию (по какому-либо виду спорта), и никаких проблем не было. Раз ему не нравится сейчас, значит, это вы не так предмет ведёте». Тогда как достаточно, считаю, было объяснить ребёнку, что деятельность на уроке бывает разная, и не всё, что делается, может нравиться, но выполнять распоряжения учителя нужно все. Очевидно, на мой взгляд, что школьник младшего возраста не может адекватно оценивать степень значимости и необходимости выполняемых упражнений, предпочитая своё отношение к ним выражать по принципу «нравится – не нравится». И ведь отношение это далеко не всегда зависит от компетентности учителя, такому отношению может способствовать и множество других факторов, порой, на первый взгляд незначительных. Это и страх перед неизвестным, психологический дискомфорт в первый год обучения, возможно, полученная ранее травма и т.д.

В заключении мне хотелось бы привести те методические принципы, которых я стараюсь придерживаться на уроках физкультуры в начальной школе:

  1. Уважительное отношение к маленькому ребёнку, к его мнению. При правильной постановке взаимоотношений учителя с учащимися дети, с одной стороны, принимают безоговорочно авторитет учителя и значимость его указаний, с другой – не боятся высказывать своё мнение, о чём-то спросить. Это очень важный момент. Ребёнок лучше осознаёт значимость изучаемого материала, не боится говорить о своих ощущениях, самочувствии в ходе урока и выполнения упражнений, что позволяет учителю успешно контролировать и корректировать учебную деятельность; наконец, деятельность самого учителя, направленная на «научить учиться», полностью соответствует основному принципу новых образовательных стандартов;
  2. Учитель при работе замечает и подчёркивает даже самый маленький успех ребёнка при выполнении заданий. Это также обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это формирование интереса к содержанию того, что ребёнок изучает, которое подкрепляется похвалой и одобрением учителя. Во-вторых, нужно учитывать то, что школьник младшего возраста обычно настраивается на сосредоточенную работу при наличии близкой мотивации, т.е. перспективы получения скорого результата в виде лучшего выполнения задания, хорошей отметки и т.д.;
  3. Яркие, образные сравнения, удачные импровизации по ходу урока – ещё один ключ к успеху. Учитывая то, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, т.е. спонтанный интерес к чему-то необычному, я стараюсь пользоваться при любом подходящем случае. Помимо привлечения интереса со стороны учеников, этот приём может сослужить ещё одну службу – снять состояние стресса и психологического дискомфорта, связанных, например, с боязнью выполнить какое-либо упражнение;
  4. Игровые виды деятельности – преобладающие на уроках физической культуры в начальной школе, но игра – не самоцель урока. Начало учёбы в школе означает постепенный переход от деятельности игровой к учебной. А это означает приобретение и систематизацию новых знаний, навыков и умений, дальнейшую социализацию личности. Ребёнок, по мере взросления, должен учиться относиться к учёбе как к труду, который является напряжённым и ответственным, но при этом может быть увлекательным, интересным и полезным. Игровые формы и элементы занятий носят вспомогательную роль в этом процессе;
  5. Выстраивание развития структуры «Я – личность» в «Я – личность в социуме». Главная задача – объяснить ребёнку, что нельзя жить в обществе и при этом быть вне его. Успех в учебной деятельности отдельного индивида – зачастую это залог успеха деятельности всей группы.
Герасимов Андрей Викторович27.08.2015 8850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar