РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование рифмованных текстов в формировании коммуникативных умений на уроках английского языка

Использование рифмованных текстов в формировании коммуникативных умений на уроках английского языка

Автор:
Аскарян Инна Григорьевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 45 ст.Северская,
МО Северский район Краснодарского края.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащегося.

Сегодня выпускник школы должен представлять собой человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Научить учиться – первостепенная задача, стоящая перед учителем.

Как сделать процесс приобретения новых знаний увлекательным? Как научить ребенка получать удовольствие от самостоятельной работы? Где и как уже сегодня, а не в далеком будущем он может применить свои знания?

На мой взгляд, положительный результат во многом зависит от настроя, с которым ребенок приходит в школу. Учащийся должен знать, что школа – это место, где добывают знания и приобретают навыки и умения, необходимые для успешной жизни. Учащийся должен осознавать, что хорошее образование нельзя «получить», его можно только «взять», работая усердно изо дня в день.

Учение – труд. Задача учителя - сделать этот труд максимально эффективным. Сверхзадача – сделать этот труд радостным.

Известный американский философ Ральф Эмерсон говорил: «Учитель — человек, который умеет делать трудные вещи легкими».

Что касается английского языка, то необходимо на самых первых уроках убедить детей в том, что общаться на английском языке совсем не сложно и что у них это обязательно получится. На всех уроках следует поощрять самостоятельность и творческую инициативу учащихся.

Такой подход позволит сформировать положительное отношение к предмету, а также достичь лучшего результата в овладении коммуникативными и учебно-исследовательскими умениями.

Успешное овладение языковыми средствами определяется способностью учащихся функционально и адекватно воспринимать и использовать лексические и грамматические структуры в собственных высказываниях.

Для достижения этой цели применяются различные методики. Одним из эффективных приемов презентации и отработки лексического и грамматического материала на уроках английского языка является использование коротких рифмованных текстов.

Рифма изначально служила средством запоминания, поскольку родилась из ритма (др. – греч. rythmos), а ритмом, размерностью речи авторы добивались запоминания большого объема текста. Рифмованные слова и фразы быстро заучиваются, надолго запоминаются и легко активизируются в речи.

При работе с рифмованным текстом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение говорению, чтению, грамматике. Приёмы работы могут быть разными в зависимости от той цели, которую ставит перед собой учитель.

В данной статье мне хотелось бы поделиться своим опытом работы с рифмованным материалом на уроках английского языка.
Обучение чтению начинается, как правило, с изучения английских букв. Так в виде стишка можно выучить английские гласные: A - E- I - O - U - Y [ eı ] - [ i: ] - [ aı ] - [ɔu ] - [ ju: ] - [waı ]. Если ребенок забыл букву, он вспоминает известный стишок и, то, как звучит буква в алфавите.

Определенную трудность вызывает у младших школьников чтение некоторых английских буквосочетаний. Заучивая рифмовку, учащиеся без труда запоминают правила чтения.

Например, чтобы научить читать буквосочетание “ow” в конце слова можно выучить рифмовку:
“How is your cow now?”
“Oh, you know it doesn’t low.”
“Wow!”

В данной рифмовке представлены четыре слова, которые нужно запомнить как слова-исключения.

Обучая иностранному языку, мы ищем простой и эффективный способ, который за короткое время поможет нашим ученикам расширить словарный запас.

Презентация лексического материала в виде стишков и песенок способствует расширению словарного запаса учащихся. С помощью рифмовок можно выучить прилагательные, необходимые для описания внешности и характера персонажа, а также для описания предметов. Прилагательные представлены парами антонимов.

Weak - strong,
short - long,
dirty - clean,
fat - slim.

High - low,
fast - slow,
narrow - wide,
dark - light.

Вопросительные слова, которых достаточно много и которые необходимо знать уже на начальном этапе изучения языка, также легко запомнить в виде рифмовки. Обязательно следует обратить внимание учащихся на разное произнесении буквосочетания “wh” в первой и второй частях рифмовки.

What? Who?
Where? Whose?
When? How?
Why? How many?
Which? How much?

В младших классах эффективно использовать рифмовки на этапе презентации и отработки грамматического материала. Например, специальные вопросы со вспомогательными глаголами “do” и “does” можно отработать с помощью следующих рифмовок:

What does he eat?
Where does he sleep?
When does he get up?
Why does he wear a hat?

What do they eat?
Where do they sleep?
When do they get up?
Why do they wear the hats?

Работая с рифмованными текстами, важно помнить о том, что лексические единицы должны вводиться в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся. Однако иногда в качестве иллюстративного материала для формулирования правила его употребления детские по содержанию стишки можно использовать и на среднем этапе обучения. Например, знакомя учащихся с условными предложениями 1и 2 типа можно предложить небольшое стихотворение “Little Bears”.

Once two little brown bears
Found a pear-tree full of pears;
But they could not climb up there
For the trunk was smooth and bare.
“If I only had a chair,”
Said the elder brown bear
“I would get the biggest pear
That is hanging in the air.”
“If you do not soil my hair,”
Said the younger brown bear,
“I will serve you as a chair
And you’ll get the biggest pear.”

Рифмовки являются хорошим подспорьем в формировании продуктивных навыков говорения, особенно на начальном этапе обучения.
Известно, что устное монологическое высказывание строится по определенному плану. Рифмовка-загадка “Snake” используется в качестве речевого образца для описания внешности и характера персонажа и рассказа о том, что он умеет или не умеет делать.

It is long.
It is strong.
It is nice and wise.
It can swim, it can crawl,
But it cannot fly.

Данную рифмовку, как и многие другие легко трансформировать, изменив условие задания. Рассказать от 1-го или 3-го лица единственного или множественного числа можно, изменив подлежащее и сказуемое “It is” на “I am”, “We are” или “They are”.

Таким образом, рифмовка, не только способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, но также развивает их познавательные умения, такие как анализ, сравнение и обобщение языкового материала.

Использование рифмованных текстов превращает учебный процесс в увлекательное занятие; активизирует познавательную деятельность учащихся; способствует раскрытию их творческого потенциала. В результате возрастает интерес к предмету, а также уверенность в собственной успешности в изучении языка и использовании его как средства общения.

Аскарян Инна Григорьевна28.07.2015 8800 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar