РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как родители могут помочь ребенку в учебе

План беседы

  1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы.
  2. Контроль за выполнением домашних заданий школьниками.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания.

Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание.

Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях.

Родители организуют и следят за режимом дня школьников; они проверяют выполнение домашних заданий и приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления.

Планируя учебную работу школьника и другие обязанности по дому, свободные занятия, родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.

Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу - его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать - её посылают гулять с младшим братом.

В зависимости от нервной системы ребёнка такое переключение может происходит быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом трудности.

При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии.

Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее неудовольствие, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только что-нибудь начну интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги» Или сыну: «Заканчивай стругать пропеллер, через 10 минут будем накрывать стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое(если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.
Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Для того, чтобы контролировать выполнение домашних заданий школьниками, нужно следить за записями домашних заданий в дневнике.

После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: « ты неправильно решил задачу, вспомни, как вы ты проверял решение таких задач в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибка или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает одно или два задания, родители заставляют выполнить четыре – лучше будет знать! Причем это делается за счет свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устают и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители хотят дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой.. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. На приготовление уроков в среднем отводится не более 1 ч в первом классе. Более длительная работа над домашними уроками проходит при сниженной работоспособности и малоэффективна. Кроме того, продолжительные занятия дома укорачивают время отдыха, что не может не отразиться на состоянии здоровья учащихся. Из практики видно, что дети очень часто на приготовление домашних заданий тратят больше времени, чем рекомендуется. Объясняется это не столько объёмом заданий, сколько неправильной организацией домашней работы учащихся. Иногда родители не обращают внимания на то, как дети выполняют домашние задания, и не создают необходимых условий их выполнения.

Первым условием успешного приготовления домашних уроков является установление для них строго определенного времени. Если ученик приступает к приготовлению домашних уроков в одно и тоже время, у него вырабатывается к этому привычка , он быстрее втягивается в работу, легче запоминает и усваивает материал, затрачивает меньше времени.

Учащимся, занимающимся в первую смену, для выполнения домашних уроков лучше отвести время с 16 часов. Откладывать домашнюю работу на более позднее время недопустимо. Дело в том, что работоспособность человека к вечеру снижается и выполнение домашних заданий в поздние часы требует у детей в полтора – два раза больше времени. Страдает при этом и качество работы. А во 2 – 4 классах на приготовление уроков отводится до 1,5 часа.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать.

Этот недостаток мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. раздражаясь они начинают кричать на сын( или дочь), называть его тупицей.. в результате дело идёт ещё хуже. ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. терпение родителей. доброжелательный тон -– важное условие успешной помощи ребёнку в школе. Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос. Но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Речь идет о следующих умениях:

  • собирать портфель;
  • здороваться со старшими и сверстниками;
  • задавать вопросы;
  • отвечать на вопросы;
  • внимательно слушать других людей -взрослых и ровесников;
  • выполнять задания и поручения взрослых;
  • обращаться за помощью, если что-то непонятно или не получается;
  • сосредоточенно заниматься одним делом, не отвлекаясь;
  • правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
  • распределять работу на части;
  • правильно реагировать на замечания;
  • выражать свое согласие или несогласие с чем-либо;
  • аргументировать свое мнение;
  • считаться с мнением других и учитывать его;
  • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени;
  • делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

 

Ниже представлены рекомендации родителям по оказанию помощи в приготовлении уроков.

Приучите ребенка организовывать рабочее место.

  • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
  • Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
  • Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

Если ребенок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30–40 минут.

На перерыв достаточно пяти минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т.д.).

Никогда не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу.

Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребенком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

Если учебный материал ребенком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания первоклассники могут делать много ошибок, помарок из-за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.

Школа дает ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишенный в детстве родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребенок — самая большая ценность для взрослых — родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением.

Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых способствует доверительным отношениям между родителями и детьми.

  • Если ребенок действительно нуждается в общении с вами, оставьте свои дела и займитесь им.
  • Всегда советуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
  • Признавайтесь ребенку в своих ошибках, совершенных по отношению к нему.
  • Извиняйтесь перед ребенком в случае вашей неправоты.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка.
  • Не допускайте в своей речи слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
  • Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
  • Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
  • Проявляйте интерес и внимание к событиям в жизни ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам, поддерживайте в случаях неудач.
  • Помните: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»(Эрма Бомбек).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Джайнот X. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Урал.
  2. Вестн. 2000. № 3.Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. 2002. № 3.
  3. О.С. Богданова, В.И. Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах», 2000 г.
  4. З.П. Громова «Гигиена и физическое воспитание школьника в семье» В помощь учителю и классному руководителю, 2001 год
  5. Журнал «Начальная школа» 2015 год
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.