РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка к итоговому сочинению

Горбунова Светлана Владимировна

Вот уже несколько лет мы говорим об итоговом сочинении в 11 классе как о допуске к ЕГЭ. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал .

Что же ещё должен показать выпускник?

Свою личностную зрелость. Готовы ли к этому наши ученики? Наверное, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но готовы. Ведь формирование личности ученика идёт с первых уроков в школе, в том числе и литературы. Дети учатся выражать своё отношение к событиям, происходящим в произведении, к поступкам героев, видеть позицию автора, сравнивать. Так постепенно, из урока в урок, идёт подготовка к итоговому сочинению. Экзамен по русскому языку в 9 классе, я имею в виду изложение и сочинение 15.2, 15.3, – это не только проверка знаний и умений девятиклассников, но и этап подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Ведь темы изложений и сочинений связаны с категориями нравственности, которые так или иначе заложены в тематические направления итогового сочинения. Таким образом, ученики уже в 9 классе должны уметь давать им толкование, приводить примеры из текста, из жизни, в том числе из произведений литературы. Тем не менее чувство страха есть и у учителей, и у учеников.

Почему?

Во-первых, о тематических направлениях мы узнаём в сентябре, поэтому на подготовку остаётся всего три месяца. Во-вторых, методические рекомендации к подготовке публикуются ещё позже. В-третьих, темы направлений сформулированы очень широко, следовательно, большой объём материала нужно повторить, а времени очень мало.

Что делать?

1. Анализ тематических направлений предыдущих лет позволяет вывести общее: так или иначе в темы заложены понятия добра и зла, любви, семьи, нравственного выбора, ответственности, смысла жизни, красоты, роли природы и книги в жизни человека, ценности времени…Следовательно, при анализе произведений на уроках литературы необходимо акцентировать внимание учеников на этих проблемах.

2. При обучении написанию сочинений по изученным произведениям можно уже с 8 класса так формулировать темы, чтобы они наталкивали ученика на самостоятельные размышления, учили выражать свою позицию по различным нравственным вопросам.

  • «Каким может быть путь к познанию самого себя?» (9 класс Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»);
  • «Что дом может рассказать о его хозяине?» (9 класс Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
  • «Может ли быть неравенство в дружбе?» (9 класс М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • «Почему любовь не всегда приносит счастье?» (8 класс И.А. Бунина «Кавказ», А.П. Чехова «О любви»)
  • «Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?» (8 класс А.П. Чехова «О любви»)
  • «Что такое честь?» (7 класс М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (Будет трудно, но можно попробовать.))

Темы сочинений взяты с реальных экзаменов разных лет.

3. Давать несколько тем на выбор по разным проблемам, чтобы ученики научились сознательно выбор осуществлять.

4. Постараться приучить учеников вести читательский дневник. (Понятно, что это трудоёмкая, кропотливая работа и не каждый ученик будет её выполнять.) В дневнике необходимо, кроме имени автора, названия произведения, имён персонажей, отразить и проблематику произведения, ключевые нравственные и философские категории, цитаты.

В соответствии с «Методическими рекомендациями ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)» следует уделить особое внимание формированию и развитию умений:

  • создавать связный текст на заданную тему, используя анализ готовых художественно-публицистических текстов и регулярной практики выполнения письменных заданий на основе литературных произведений;
  • обдумывать темы и выбирать ту, которая наиболее близка;
  • определять проблему будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения;
  • отбирать литературный материал для подтверждения своей мысли;
  • составлять план сочинения;
  • выстраивать текст сочинения, намечая структуру работы, логично связывая между собой все её части, включая заключение;
  • редактировать текст собственного высказывания, видеть его сильные и слабые стороны, исправлять ошибки.

Такая работа должна носить системный характер, включая анализ типичных ошибок.

Для себя я определила, что главная задача – научить детей мыслить, формулировать собственную позицию по проблеме, поставленной в теме, аргументировать её на основе литературного произведения, делать вывод, таким образом создавать развёрнутое высказывание; проверять свою работу, редактировать её. Тогда в 11 классе можно сосредоточить внимание на конкретных тематических направлениях.

Для подготовки к конкретным тематическим направлениям можно использовать различные методические разработки Ирины Анатольевны Суязовой.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.