РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Отметка и общество

Отметка и общество

Автор: Хрупова Елена Ивановна

Скоро 1 сентября. Начало учебного года. Время надежд и тревог. И не только для детей и родителей, но и для учителей, и для администрации школы. Каждый из нас, по-своему, «завязан» на отметках. От них многое зависит.

Но прежде чем продолжить разговор, я бы хотела определиться с терминологией. Я давно заметила, что многие неправильно употребляют слова, забыв об их первоначальном значении. Или строят фразы, про которые другие говорят: «Но это же безграмотно!». Однако, и фразы, и неправильное употребление слов живуче.

Например:

1. Вернуться в родные пенаты. Но ведь правильно - «Вернуться к родным пенатам» (пенаты - небольшого размера изображения богов - божки. Они были в жилищах людей и охраняли от бед и несчастий). Значит, вернуться в божков (?)?

2. Мы постоянно слышим в сюжетах журналистов и интервью политиков слово «цифра». Это бывает, примерно, так: - в годы ВОВ погибли 20 миллионов человек. Вы только вдумайтесь в эту ЦИФРУ! – на реконструкцию этой дороги было потрачено … миллионов рублей – ЦИФРА внушительная!
Это говорит о том, что обученные специалисты не владеют свободно нашей речью, и словарный запас невелик. Не знают, а значит, не могут подобрать синонимы. Но ведь их слышат дети!

3. Родители просят: «Посадите моего ребёнка на первую парту. Я не хочу, чтобы он сидел на последней». Но на партах-то никто не сидит! И учителя не только спокойно продолжают разговор, но и сами говорят так же.

4. Что ставят учителя ученикам в тетрадь, дневник, журнал? Оценку или отметку? Оценка – это характеристика ответа или работы ученика. Она даётся в устной форме: «Какой ты молодец! Замечательная работа! Высший балл!» или «Жаль! Тема интересная, а вот раскрыть и представить её достойно ты не смогла». А потом ставиться отметка (отметить, метка, знак отличия). Вот о ней-то, об отметке, я и буду говорить.

В царской России система оценивания знаний учеников менялась время от времени: от многословной характеристики самого ученика, до баллов за ответы (не всегда у нас была и пятибалльная система). В советское время «работали» все цифры: от «1» до «5». Реальные отметки ставили за реальные знания. (я прекрасно понимаю, что всегда было не всё идеально, но речь идёт о понятии «в основном») Всё общество существовало в этих условиях, и ни у кого никаких вопросов и претензий не возникало. Наши ученики в конце 20 века постоянно занимали первые и призовые места в международных олимпиадах, конкурсах и т.д. Мы заслуженно гордились ими, нашим образованием и нашей страной. О наших героях на поприще образования говорили с высоких трибун и в школах на педсоветах. В педагогические институты всегда был конкурс. Искренне желающих «сеять разумное, доброе, вечное» было много. Часто это были школьные отличники и хорошисты. Выбирать было из кого. В школах были учителя совсем молодые, выпускники училищ и институтов, среднего возраста и пожилые. Было принято молодому учителю давать опытного учителя-наставника (бесплатно!). Раньше многое делалось бесплатно. Учителя были большими энтузиастами своего дела. Школа для них была жизнью. В те времена, к сожалению, у многих учительниц не складывались семенные отношения по этой причине. Далеко не все мужчины, требовавшие, как дети, к себе большого внимания, могли выдержать существование в таких условиях. Они были школе не конкуренты.
Некоторые в дискуссиях говорят: «Не вмешивайте политику в технологию приготовления каши!». Полностью согласна. Но образование – это другое дело. Многие из нас знают, откуда у новаций в образовании «ноги растут». Желание нашего правительства сделать страну членом европейского сообщества привели к потрясениям в образовании. Нам сказали: «Ваша система образования другая, не европейская. Меняйте её под наши стандарты». Вот и «пошли деревья рубить, да так, что щепки полетели».

Но вернёмся к отметкам. Какие бы системы не придумывали: 5 баллов, 10 баллов, 100 баллов, засечки, смайлики и т.д. Это всё равно баллы. Так зачем устраивать «бурю в стакане воды»? (Сейчас принято возвращаться ко многому старому)

Я предлагаю остаться с пятибалльной системой. Но «новация» в том, что нужно менять отношение людей к каждой отметке. В ежедневной и итоговой аттестации они должны быть все полноправны. Я говорю о времене, когда учился Александр Сергеевич Пушкин.

Он не имел аттестацию или имел низкую аттестацию по предметам, которые его совсем не интересовали. А по другим он был первым и одним из лучших. И оно нам нужно, что он не знал физики и химии? Зато он НАШЕ ВСЁ.

Но вот много лет назад мы потеряли Евгения Кисина. Я прекрасно помню эту историю. Евгений вместе с папой были в телестудии, в которой высказывали свою боль: у мальчика большой талант к музыке, игре на фортепьяно. Но у нас требуется тратить много времени, чтобы ещё получить хорошие отметки по общеобразовательным предметам для поступления в музыкальные училища, консерватории … Мальчик этого не выдержит, да и родителям не нужно, чтобы он был успешным в школе. Они вынуждены были уехать в США. Теперь он известный американский исполнитель.

Год или два назад в телестудии разгорелся очередной скандал по поводу ЕГЭ. Там выступала девушка, которая является уникумом в музыке. Она играет на многих музыкальных инструментах суперпрофессионально. Но для поступление в профильное заведение, она должна хорошо сдать экзамены в школе. А это время, отнятое у музыки. А иначе её с низким коэффициентом баллов не примут в музыкальное училище. Но разве нам, её будущим слушателям, почитателям её таланта, не всё равно, что у неё по русскому или по математике? Мы идём в консерваторию слушать её профессиональное исполнение, наслаждаться её мастерством! Как сложилась её судьба, я не знаю. Больше информации о ней не было. Но я не удивлюсь, если мы потеряем не только её, но и многих таких, как она.

На сегодня я знаю, что замаскированные двойки и тройки оскорбляют учителей и расслабляют и учеников, и родителей. Если ничего не делая, или делая очень мало, у ребёнка всё равно положительная аттестация, зачем стараться больше? Не удивляйтесь, если в недалёком будущем при таком образовании у каждой парты выпускника, пишущего работу ЕГЭ, будет стоять автоматчик в маске. «Как-бы не списал!»

Свой труд и оценку этого труда должны уважать все!!! Я призываю к тому, что не надо делать из отметки страшилку. Она – показатель знаний только на сей момент. Это будет сигнал, что учитель-родители-ученики должны, каждый по-своему, дополнительно поработать над этим материалом. Четвертные отметки тоже должны быть пятибалльные. И итоговые за год. Дети не всегда сразу «включаются» в учёбу, понимают, что нужно делать и зачем. «Разгон» не у всех одинаковый. Осваиваясь в школе год за годом, ребёнок начинает понимать, что к чему. Годовая отметка – это не крест на будущем. При таком подходе, многие, кто получил «2» за год в начале, в следующем году или через год обязательно её исправят. Но это будут РЕАЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ ЗА РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ.

Самое трудное в этой ситуации – изменить отношение ВСЕХ членов общества к знаниям и их аттестации.
Чтобы это сделать, у меня есть предложение. Решение политическое и должно быть принято на самом верху. Через несколько лет, когда в нашей армии будет всё в порядке, министром образования надо будет назначить Шойгу. По-моему, это единственный деловой министр, с которым у верховного главнокомандующего полное взаимопонимание и абсолютное доверие. Поверьте на слово, очень быстро Сергей Кожугетович в образовании всё поставит с головы на ноги. И будет у нас полный порядок. И снова наши ученики начнут стараться учиться, а «звёздочки» отберут все первые места на международных олимпиадах. Я это кроме смеха!
Потом ему нужно будет поручить министерство здравоохранения. (дорогие и очень уважаемые мною врачи – не обижайтесь, пожалуйста, что вы в этой очереди третьи. Просто «своя рубашка ближе к телу». Но я же о вас не забыла!). И в результате у нас будет очень умный и здоровый народ.
(Сергей Кожугетович, дай бог Вам здоровья на долгие годы. Россию-то вытаскивать надо из всех ям сразу).

Хрупова Елена24.07.2015 9270 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar