РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Школа будущего – обучение без оценок.

Школа будущего – обучение без оценок.

Малыш с таким нетерпением ждал начала школьной поры! Но вот она настала… И через какой-то период обучения вдруг желание учиться пропадает. Отчего это происходит? Что нужно изменить в школьной системе, чтобы интерес к познанию и конкретно – к посещению школы не пропадал, а только усиливался с годами? Этот вопрос всё больше волнует педагогов разных уровней.

Вот и в нашей школе он однажды был поставлен перед педагогами и учащимися. Для всех желающих высказать своё мнение по этому вопросу был выставлен в коридоре специальный ящик – копилка для сбора анкет «Школа будущего». Через неделю, отведённую на подготовку ответов на вопросы анкеты, ящик был вскрыт, и ответы тщательно обработаны специальной комиссией. 

Конечно, мечты о школе будущего у всех были очень разными, но большинство высказавшихся выражали желание видеть школу «без плохих оценок». Действительно, именно унижение от получения отрицательной отметки отталкивает школьника от процесса обучения. А вряд ли во всём мире найдётся такой человек, который ни разу не получил за время обучения «двойки» или даже – «единицы». Конечно, как-то необходимо различать отличные ответы и неудовлетворительные, но пусть это произойдёт одноразово. Стоящая же в журнале циферка надолго портит настроение, служит постоянным укором и ребёнку, и родителям, пришедшим на родительское собрание. Ведь в некоторых учебных заведениях заведено выкладывать классные журналы на всеобщее обозрения всем родителям… Ещё хуже - отрицательная оценка в дневнике, да ещё выведенная красной пастой и сдобренная какой-нибудь смачной гневной записью неуравновешенного преподавателя, забывшего, что эту «двойку» он просто обязан в первую очередь отнести на свой счёт, расценить её как укор себе – неквалифицированному педагогу. 

В анкетах были высказаны и конкретные предложения по организации «без оценочного» обучения. Вот выдержка из одной записки, написанной старшеклассницей. «Если совсем не оценивать ответы, интерес к обучению у многих также может понизиться. Поэтому я предлагаю «рейтинговую систему», подобно тому, как это происходит на некоторых сайтах в интернете. И подсчёт «рейтинга» учеников я вижу так:

в классе висит стенд со специально разработанной таблицей. Слева – графа с фамилиями учеников, далее идут графы с названиями предметов. Они оборудованы кармашками для «баллов». Баллы – кружочки с печатью (можно заказать специально для такого случаю печать), которые получает ученик за положительные ответы. Школьник может заработать от 1 до 5 баллов одноразово, но «ученический комитет» класса сам решает, сколько баллов заработал ученик за тот или иной вид работы. За отрицательный ответ или просто – пофигистское отношение в наказание сколько-то баллов у учащегося отбирается. Как начисление, так и изъятие баллов обсуждается «ученическим комитетом». Когда будет происходить обсуждение – сразу на уроке или после – решается в рабочем порядке каждым коллективом отдельно. Возможно, что «модераторами» «рейтинга учеников» будут работать два или три избранных ученика, ежедневно сменяясь. Но это - на усмотрение класса.

Одна из граф стенда имеет название «Поведение и полезная школьная деятельность». Если ученик сидит на уроке и ничего не делает – у него нулевой рейтинг, что даёт право в конце четверти устроить ученику «зачёт» уже по старой оценочной системе. Набравшим же определённое количество, например, 200 баллов, полагается какое-либо вознаграждение, какая-нибудь поездка или путёвка – пусть об этом позаботится родительский комитет. Каждый, даже имеющий понижение в рейтинге, всегда имеет возможность реабилитации, выполнив после изъятия баллов две или три положительно оцененных работы. И тот факт, когда у него «не получилось», не будет позорить ученика и вечным грузом мешать учиться дальше».

Это предложение после обсуждения было принято учителями некоторых старших классов. Консерватизму педагогов пора сложить гимн… Хотя, в принципе, оценки учителю вовсе не нужны, каждый педагог и без них прекрасно знает, каковы знания того или иного ученика, и выставляются отметки скорее для детей и их родителей, чем для педагогов. Да и при желании, чисто «для себя», учитель продолжает вести журнал по общепринятым положениям… И выставляет оценки, также выводит «четвертные» и «годовые» - журналы никто не отменял. Но теперь журнал находится «под семью печатями» как от глаз самих учеников, так и от родителей. Труднее стало работать педагогу? Возможно. Но зато у ребят появился стимул работать более активно, чтобы «повысить рейтинг». Но, нужно отметить, идея была частично реализована и дала свои положительные результаты. 

А ведь всё осталось по-прежнему, только был внесён в школьную систему элемент игры, которого детям часто так не хватает!

Никитенко Евгений Игоревич07.06.2015 8140 Колонка администратора
Всего комментариев: 0
avatar