РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации

Маслова Ольга Николаевна,
воспитатель ГПД
МБОУ СОШ с.Барнуковка Балтайского района Саратовской области

Решение проблемы патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Есть такое слово, нет его дороже: в нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи. Вспомнив это слово, сердце сладко бьётся,
В жизни это слово — Родиной зовётся!
В.Семирнин

Процесс осознания себя патриотом во время реформирования российского общества, и это надо признать, идет неоднозначно и весьма противоречиво. Поэтому в национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать-воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость» - сказал в свое время академик Д.С. Лигачев. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в первую очередь, школы.

Полностью разделяю мнение замечательного педагога В. А.Сухомлинского о том, что: «Самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, отрывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания».

«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре».

Эти строки, написанные поэтом М. Матусовским – слова раздумья о Родине в самые важные минуты становления гражданина.Именно с первых дней школьной жизни под руководством учителя и поддержки родителей идет становление личности, которая будет обладать позитивными ценностями и качествами.

Переступая порог 1 класса, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для детей открывается новый мир, полный тайн, загадок, радости и огорчений, побед и переживаний. В это время идет формирование базовой культуры личности. Создаются условия для обеспечения каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития. Удовлетворяются его творческие и образовательные потребности. Без сотрудничества учителя, детей и их родителей, работников социальной сферы такую работу выполнить практически невозможно. Однако, по моему мнению, главная ответственность ложится на учителя. Он ставит цели и задачи для проведения успешной работы по воспитанию чувств патриотизма у детей. Затем намечает мероприятия по реализации поставленных задач. При этом руководствуется основными принципами патриотического воспитания: воспитание служения Отечеству, воспитание исторической и социальной памяти, сохранение духовных ценностей, признание Родины, как символа отчего дома, добра и справедливости, воспитание культурных, исторических, боевых и трудовых традиций русского народа. Практика показывает, что традиции русского народа играют важную роль в патриотическом воспитании. Это объясняется тем, что они обладают свойством инверсии в пространстве «прошлое – настоящее- будущее». Прошлое выступает как ресурсная база духовности, которая основана на традициях. Настоящее - это гармония традиций и инноваций. Будущее- есть результат внедрения инноваций в пространство традиций. Иными словами, связь личность – коллектив - общество – государство становится более устойчивой, а прошлые отношения регенерируются в настоящее и будущее.

Традиционный урок «Знаний» в первом классе начинаю со стихотворения Вадима Семирнина «Родиной зовётся…»

Рассказываю ребятам о том, как велика наша Родина, как богата она своей историей, какие замечательные люди жили и живут в нашей стране. Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Россия – родина для многих, но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Патриотизм - это самоуважение школьника через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим. Вот отрывок из небольшого сочинения - размышления «Моя семья», которое написал ученик 4 класса. «В нашей семье главная – мама. Мы её очень любим. Она дала нам жизнь. У нас в семье есть традиция: делать подарки-сюрпризы близким своими руками. Наши подарки всем нравятся». Совершенно очевидно, что родители правильно понимают и придают значение любви к близким людям. И, в первую очередь, к маме. Любовь к Родине начинается с любви к матери. При чтении сочинения ребятам подчеркнула, что семейные и государственные традиции очень важны. «Родина - как мать. Она у человека одна. Её нужно любить и защищать от врагов».

Через презентации ребята знакомятся со своими сверстниками – героями событий Великой Отечественной войны, участниками Сталинградской битвы. Нравится ребятам и уроки «Военной песни». Они не только слушают песни военных лет, но и с удовольствием поют, маршируют. Так мы готовимся к смотру строя и песни, который проводим в начальной школе ежегодно 23 февраля.

На классном собрании обговариваются и принимаются традиции класса, которые активно поддерживаются на протяжении 4 последующих лет.

  1. Люблю мою Родину и чту все традиции моей страны.
  2. Чту традиции семьи, уважаю старших.
  3. Дружу с малышами детского сада.

И другие традиции, в том числе, и предложенные родителями.

Коллективные творческие дела, например, «Операция Память», «Гвоздика», «Звезда», «Обелиск» – поздравление ветеранов войны и тружеников тыла - это еще одна форма совместной работы с детьми родителями. Считаю, вместе с родителями и другими работниками образовательных учреждений смогу добиться положительных успехов по патриотическому воспитанию своих ребят.

Список литературы

  1. Вырщиков А.Н. Патриотическое ориентированное образование: методология, теория, практика, 2-ое изд. доп. и переработанное. - Волгоград, Панорама,2008.
  2. Чекунова Л.В.Учимся, чтобы работать по- новому. Информационно - методическое пособие Волгоградская ОУНБ им. М.Горького. Волгоград,2008.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены