РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность на уроках литературы

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Автор: Сидоренко Ирина Геннадьевна

Нет существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.

Введение

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследовательская деятельность на уроках литературы.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературы, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

В учебнике «Литературное чтение», Свиридовой В.Ю. многие задания имеют исследовательскую направленность:

  • Попробуй по рифмам вспомнить загадки.
  • Расставь перепутанные заголовки.
  • Продолжи текст так, чтобы получилась задача, сказка, рассказ «Ваня и Алена пошли в лес…»
  • Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение.
  • Придумай любую забавную азбуку
  • Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель
  • О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.

Во втором классе на помощь ребятам приходят знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон, которые раскрыли немало тайн. Таким образом, продолжая исследовательскую работу, они ставят перед детьми новые цели и проблемы. Так на одном из уроков по теме «Погоня за секретами литературы…» дети знакомились с японской поэзией, сравнивали с русской, анализировали. В результате исследования ребята попытались сочинить свои хокку.

Большую помощь в реализации исследовательской деятельности оказывает тетрадь по литературному чтение С.В. Самыкиной, где не только задания, но многие работы требуют от ученика самостоятельного поиска и решение проблемы. Работы представлены в рубрике «Страничка исследователя».

В настоящее время во 2 А классе работает 5 исследовательских групп. Каждая группа имеет свое название и девиз.

Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории и практики позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

  1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
  4. Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
  • Педагог должен сам быть творческой личностью
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Список литературы:

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 1класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  3. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  5. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  6. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2-4 классов. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  7. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю: Тетради по чтению к «Азбуке»: в 3 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
Сидоренко Ирина Геннадьевна16.10.2015 6910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar