РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекционно-коммуникативное обучение в контексте личностно-ориентированного образования

Коррекционно-коммуникативное обучение в контексте личностно-ориентированного образования

Учитель начальных классов
Горловской СОШИ № 16
Васильева Ольга Николаевна

В современном мире необходимым и важным условием качественного образования является компетентностный подход в обучении, внедрение которого в образовательный процесс ориентирует на подготовку не только конкурентоспособного выпускника, но и личности, которая предполагает адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях. Она готова взять на себя ответственность в управлении политическими, экономическими, социально – культурными процессами. И, несомненно, сегодняшние выпускники должны уметь находить рациональное решение в многообразии всех предстоящих перед ними задач. В подготовке компетентного выпускника трудно переоценить значение коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом [4].
Однако есть обучающиеся, у которых возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения. Это дети с нарушением речи.

В Государственном образовательном стандарте начального общего образования на 2015 – 2017 годы можно отметить учёт особенностей учебно–познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Стандарт рассматривается здесь как нормативный правовой документ, который основывается на ведущих принципах коррекционной педагогики: приоритетности, демократизации, вариативности, индивидуализации, дифференциации [2]. Согласно этим принципам на современном этапе развития системы образования происходит переход к личностно-ориентированному обучению. Поскольку личностно ориентированное обучение – это такое обучение, центром которого является личность ребёнка, её самобытность, самоценность, то оно помогает ребёнку познать себя, самореализоваться.

Очень важно каждому ребёнку дать возможность почувствовать себя успешным, счастливым. Особенно это касается тех детей, которые требуют коррекции. Поэтому данная статья является актуальной для педагогов, работающих с такими обучающимися.

В этом вопросе актуальным является коррекционно-коммуникативное обучение в контексте личностно ориентированного образования.

Вопрос коррекционно-коммуникативного обучения впервые поднимался в 60 – 70 годы прошлого столетия такими исследователями, как Л. И. Божович, К. К. Платонов. В 70 – 90 годы вопросы разработки личностного подхода в педагогике неоднократно затрагивались в работах В. А. Сухомлинского, И. С. Кона.

Цель коррекционно-коммуникативного обучения - создать обучающимся младшего школьного возраста моральные, социальные и коммуникативные условия для повышения интеллектуального уровня, развития общего мировоззрения, достижение каждым обучающимся социально необходимого уровня общеобразовательной подготовки в условиях государственного стандарта [3].

Актуальность данной модели в том, что полноценное развитие личности невозможно без овладения школьниками коммуникативными умениями, которые позволяют им на достаточном уровне приобщиться к межличностному взаимодействию. Именно начальная школа способна построить фундамент для развития коммуникативных способностей, стимулировать развитие жизненных позиций обучающихся.

Коррекционно-коммуникативное обучение - это целенаправленное педагогическое и психологическое воздействие, в результате которого происходит устранение личностных особенностей, обеспечение полноценного функционирования личности при помощи активного сотрудничества всех участников коррекционного процесса.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать успешно. Им нравится на уроке не только слушать, а ставить вопросы, обговаривать проблему, брать интервью, принимать решения, придумывать, фантазировать. Если учитель организовывает на уроках постоянно такую деятельность, то обучение будет успешным, а приобретённые знания качественными. Именно коррекционно-коммуникативное обучение предусматривает в себе создание ситуаций успеха.

В начальной школе можно определить такие ситуации успеха:

  • новые, интересные и чётко сформулированные задания;
  • понимание обучающимися важности того или иного задания;
  • разноуровневые задания;
  • адаптационные карточки с дифференцированной мерой помощи со стороны учителя;
  • возможность повторного возвращения к сложному для обучающихся вопросу;
  • применение работы индивидуального характера с учётом индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • предварительное обговаривание критериев оценивания и форм отчётности;
  • самоконтроль, взаимооценивание.

Контроль и оценивание младших школьников – существенная составляющая процесса обучения в контексте личностно ориентированного образования

При переходе на личностно ориентированное образование многими известными педагогами высказывается необходимость фундаментальной реформы контрольно – оценочной деятельности обучающихся.

В личностно ориентированном образовательном процессе важно выявить не столько результат, сколько личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:

  • степень прогресса личности по отношению к её предыдущим проявлениям;
  • личностное продвижение учащихся по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств [5].

При переходе учителей начальных классов на личностно ориентированную образовательную систему, для которой характерно использование наряду с традиционными интерактивных методов – проблемного, проектного, проблема реализации контрольно оценочной деятельности обостряется.

Изменить сложившуюся внутреннюю установку педагога и реорганизовать ее в соответствии с самыми передовыми идеями, на самой современной научной основе не всегда удается. Однако я всё же, учитывая модель контроля и оценивания обучающихся в системе личностно ориентированного образования, на своих уроках разрешаю детям принимать активное участие в оценке своих достижений. Это позволяет учащимся в случае выяснения своих пробелов в знаниях совершенствовать результаты учебных достижений по собственной инициативе. У детей формируется навык самоконтроля и самооценки, они отслеживают ход выполнения учебных действий, делают необходимые коррективы, а конечная оценка результата, которую обычно выносит учитель, дает ребенку возможность самому определить качество и успешность своего продвижения.

Результаты, зафиксированные ребёнком под контролем учителя в таблицах успешности, помогают сделать итоговое оценивание содержательным как для ребёнка, так и для родителей в случае необходимости.

А «лестница успеха» показывает ученику его продвижение вперёд, что позволяет сделать отметку работы оптимистичной, не допустить потери веры в себя, закрепить уверенность в своих возможностях, что есть требованием личностно ориентированного обучения. Мною использовались Карты успешности по литературному чтению, математике и русскому языку.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя в системе личностно ориентированного образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки качества процесса обучения, что позволяет правильно осуществлять индивидуальную коррекционную работу с учащимися.

Коррекционно-коммуникативное обучение имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе, поскольку его методы позволяют учащимся овладеть коммуникативными умениями. Переход на данную модель увеличивает работоспособность обучающихся и повышает стремление к творчеству. Урок коррекционно-коммуникативного обучения в контексте личностно ориентированного образования является актуальным в учебно-воспитательном процессе, потому что он стимулирует познавательную активность благодаря созданной ситуации успеха на определённом его этапе, определяет пути получения обучающимися знаний, формирования речевых умений и навыков.

Литература

  1. Бульбах О. А. Особистісно орієнтоване навчання дітей молодшого шкільного віку //Початкове навчання та виховання. – 2007. - № 31(143). – с. 2 – 6
  2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015 – 2017 гг. (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/324P.pdf (дата обращения 22.10.2015г.)
  3. Журавель Н. Ф. Корекційно - комунікативне навчання в контексті особистісно орієнтованої освіти // Початкове навчання і виховання. - 2007. - № 10 (122). - С.8 - 15.
  4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 168с.
  5. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя Текст: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Высшая школа, 1999. - 121 с.
Васильева Ольга Николаевна08.11.2015 5790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar