РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие певческого голоса у детей

Развитие певческого голоса у детей

Автор: Балаян Людмила Сарухановна

Голос – это самый доступный музыкальный инструмент для человека. И, чтобы он умел им пользоваться, его необходимо этому учить. Начинать можно обучение уже в детском возрасте.

Основными задачами обучения пению детей дошкольного возраста являются:

  • формирование у детей певческих умений и навыков;
  • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Из всех используемых методик я отдаю предпочтение «Фонопедическому методу развития голоса», разработанному Емельяновым В.В. В этой методике ярко представлены приёмы и упражнения для воздействия на голосовой аппарат с целью его оздоровления и развития. Фонопедия определяется как «…комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно – мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания…».

Остановлюсь на некоторых важных моментах в работе над певческим голосом.

Прежде чем приступить к упражнениям для развития голоса, необходимо научить детей правильно открывать рот. Это непросто, но необходимо, т.к. многие упражнения выполняются в положении: открытый рот в форме прямоугольника, поставленного на меньшую грань (зубы верхней и нижней челюстей обнажены). Если дети будут петь разными артикуляционными движениями, т.е. гласными разных обьёмов и разной формы, то не будет ансамбля. А ведь наша задача научить детей петь в хоре тоже.

Рекомендации максимального открытия рта в упражнениях даются только для формирования навыка управления артикуляционной мускулатурой. А при достаточной развитости внутренних артикуляционных мышц (языка и глотки) уже не столь важно, как открыт рот.
Одним из показателей певческого голоса является умение переключать регистры (до ми-бемоль первой октавы петь в грудном регистре, после ми-бемоль – в фальцетном), ощущать их.

Во время пения вдох должен быть коротким, одновременно носом и ртом. При выдохе сохраняется поднятое и расширенное положение грудной клетки при подвижности мышц живота. Можно понаблюдать за собой во время зевания. Зевание – это безусловный рефлекторный вдох, очищающий лёгкие и, как правило, мы фиксируем внимание именно на вдохе. Выдох производится той мускулатурой, которая должна работать при пении.

Певческое вибрато – отличие хорошего певческого тона. Петь с вибрато удобно. Как этого достичь?.. Ребёнку предлагаем спеть длинный звук, при этом механическим способом (руками) вызываем пульсацию живота, что в свою очередь вызывает вибрато в тоне голоса. Услышав свой голос, ребёнок захочет его воспроизвести сам.
Всем понятно, что певческая дикция отличается от речевой из–за специфической формы «ротоглоточного рупора» при пении и разговоре. Очень важно научить детей отключать управляемые части ротоглоточного рупора (переднюю половину языка, зубы и челюстную мускулатуру), т.е. отчётливо произносить гласные без движений губ, челюстей или с расслабленным неподвижным языком. При этом происходит воздействие на глоточную часть и заднюю половину языка. Необходимо, чтобы нижняя челюсть была подвижной (помним о положении открытого рта).

Как добиться хорошей дикции при пении? Известно, что мы поём гласные звуки, а смысловую нагрузку несут согласные. Как реализуется дикция хорошего певца: мощная, но очень короткая согласная, после которой на очень маленькое время возникает форма речевого гласного. Затем ротоглоточный рупор принимает особое певческое положение (помним о положении рта), включается вибрато. Всё это сохраняется неизменным до следующего момента перехода на другой гласный или согласный. Во время стабильного положения ротоглоточного рупора он даёт лишь некоторые признаки какого-либо гласного. Таким образом, певческий гласный – это смешанный гласный, всегда имеющий признаки не одного (в отличие от речевого), а двух и даже трёх гласных.

Имея возможность наблюдать нескольких детей и после их ухода из детского сада в школу, могу заметить, что навык, приобретённый ими в дошкольном возрасте, никуда не исчезает.

Надеюсь, опыт моей работы с детьми по развитию певческого голоса будет интересен моим коллегам.

Балаян Людмила Сарухановна14.09.2015 6330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar