РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание толерантности у дошкольников

Автор: Салун Мария Николаевна

В декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, в президентской программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики в Российском обществе на 2001—2005 годы», что основным направлением работы в русле задач программы является разработка и внедрение в систему образования всех ступеней учебных программ и материалов. Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.

Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия.
Причем все это делается в яркой, эмоциональной, доступной форме.

Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения», «черты толерантной личности» и других. Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

По данным исследований педагогов, психологов, возраст 6—7 лет, является, периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников.

В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии.

Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы.

Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом, мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников.

Проведенный анализ существующих программ развития речи у старших дошкольников показал, что, в типовой программе предназначенной для подготовительной к школе группе, фольклорные произведения используются очень мало, как правило с развлекательными или занимательными целями. Решение проблемы воспитания толерантности предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекса заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение. Задачи воспитания толерантности и возможности их решения представлены в инновационной программе «Радуга».

В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач.

Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников:

1. Логика воспитания толерантности:

Формирование толерантного сознания

Задачи воспитания толерантности:

  • Формирование представлений о толерантности, нормах толерантного поведения;
  • «солидарность», «уважение», «понимание», «равенство», «справедливость» и др.;
  • рассмотрение не насильственных способов разрешения конфликтных ситуаций

Виды заданий:

  • «Лукошко»,
  • «Сундучок».
  • «На какого сказочного героя я похож?»

2. Логика воспитания толерантности:

Формирование привычек толерантного поведения

Задачи воспитания толерантности:

  • Формировать умение принимать чувства и эмоции другого человека;
  • развивать умение видеть общее между собой и другим человеком;
  • учить справедливо, делить блага между собой и другими людьми, умение избегать конфликтных ситуаций.

Виды заданий:

  • «Характер человека»,
  • «Шкатулка со сказками»

3. Логика воспитания толерантности:

Формирование толерантного отношения

Задачи воспитания толерантности :

  • Учить формулировать суждения о толерантном или интолерантном поведении себя самого или окружающих и высказывать его;
  • развивать чувства сопереживания, приятия, способность к эмпатии, формировать чувства самоуважения, воспитывать культуру проявления эмоций.

Виды заданий:

  • «Аплодисменты»,
  • «Ступеньки доброты».

Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.

Салун Мария Николаевна20.07.2015 17100 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar