РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственно-патриотическое воспитание в рамках реализации программы "Шаги к успеху"

Манькова Ирина Валентиновна

Учитель физики
МАОУ лицея № 12 г. Екатеринбурга
Манькова И.В.

Каждый педагог в своей профессиональной деятельность сталкивается с процессом обучения и воспитания школьников, не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Я, как классный руководитель, выпустила в прошлом учебном году 11 г класс, проработав с воспитанниками 5 лет по программе «Шаги к успеху». Сложно классному руководителю подчас спланировать свою деятельность с коллективом, школьников, поэтому можно взять за основу наработки коллег. Я предлагаю педагогическому сообществу часть своей программы.

В настоящее время в федеральном образовательном стандарте ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности.

Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьника. Одной из основных задач ФГОС школьного образования, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ОУ. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание школьников включает в себя следующие компоненты:

  • воспитание отношения к себе как полноправной личности;
  • уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, школе, городу) ;
  • формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Основные задачи патриотического воспитания школьников:

  • Формирование любви к родному краю, духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье , школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
  • Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям, формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.
  • Воспитание любви к природе, желание беречь и защищать ее.
  • Тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, педагогов и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в школе и семье предметной развивающей среды.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

  • создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
  • тематические занятия;
  • беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение художественной литературы на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для заучивания, просмотр фильмов, телевизионных передач для школьников, целенаправленные игры;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музеи, выставочные залы).


Система работы по патриотическому воспитанию школьников.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

  • воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
  • воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни:

  • воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  • воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
  • знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой:

  • воспитание любви к природе родного края;
  • воспитание бережного отношения к родной природе;
  • воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Моей целью стало воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества с непосредственным участием законных представителей детей, родителей воспитанников.

Поэтапную работу по патриотическому воспитанию реализовала по трем направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Методическое сопровождение.

Каждое направление связано между собой и включает в себя:

  1. История моей семьи.
  2. Знакомство с родным городом.
  3. Знакомство с родным краем и Россией.
  4. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
  5. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
  6. Знакомство с государственной символикой города, страны

Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию используемые мной, разнообразны:

  • целевые экскурсии на производство, музеи, вузы ;
  • словесные обсуждения и проигрывание ситуации;
  • решение проблемных задач;
  • исследование материалов (проектная деятельность);
  • непосредственно-образовательная деятельность (НОД)


Работа с родителями.

Основными условиями эффективного привлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс являются:

  • создание в группе на основе доверия, взаимопонимания и эмоционально – комфортного климата;
  • использования принципа сотрудничества, диалога, взаимообогащения.


Взаимосвязь с социальными партнерами.

В процессе организации работы по нравственному воспитанию поддерживаем связь с центром «Одаренность и технологии», музеями города. В целях профориентационной работы – тесное сотрудничество с колледжами и вузами нашего города.

Вся работа планируется по следующим разделам:

  • «Моя семья»: воспитывать культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей.
  • «Мой город, область и край, в котором я живу»: воспитание любви и привязанности к родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Урала и Екатеринбурга.
  • «Россия – Родина моя!»: воспитывать любовь к большой, многонациональной Родине – России, подвести к пониманию: любить Родину - значит знать её историю, культуру, людей.
  • «Земля – наш общий дом»: воспитывать любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее. Научить жить в мире с собой и другими людьми, в гармонии и единстве с природой.

В 2017\18 учебном году я стала классным руководителем 7 д класса. Они обучаются по новым по новым программам ФГОС. Поэтому программу «Шаги к успеху» доработала с учетом ФГОС.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.