РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образования

Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образования

В условиях становления ФГОС идёт активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные традиции отечественного образования, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, современный периоды.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, М.М. Рубинштейн и др.

Большое значение для решения данной проблемы имеют творения православных мыслителей святых: Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и ряда других.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (роста преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности и т.д.). Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в необходимости формирования и развития у школьников общественно-значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно-развитой и духовно-богатой личности.

О необходимости духовно-нравственного воспитания говорят и следующие строки.

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Проблематика данной темы:

Существует определённый потенциал урочной и внеурочной деятельности, который можно использовать на разных этапах духовно-нравственного становления школьников. Но прежде чем говорить о нём, выделим ряд проблем и противоречий, которые существуют между:

  • Необходимостью духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием уроков литературы и внеурочной деятельности для его развития;
  • нравственным аспектом воспитания и образования и не разработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне.

Цели: найти пути и выходы решения обозначенных проблем.

Задачи:

  1. Раскрыть значимость личностных и метапредметных результатов уроков литературы;
  2. Рассказать о способах и формах внеурочной деятельности.

Расскажу о духовно-нравственном становлении личности на уроках литературы.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
  • потребность в самовыражении через слово;
  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Уроки литературы помогают школьникам раскрыть смысл духовно-нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра, нравственности. К примеру, такие разделы, как «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» воспитывают в ученике честность, трудолюбие, мужество, стойкость и другие ценные качества.

Обучающиеся с начальных классов учатся понимать и ценить общечеловеческие ценности: любовь к матери, патриотизм, любовь к Родине, свобода воли, добро и зло, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда.

Помогут в развитии данных качеств и в развитии личностных результатов исследовательские компетенции(они сязаны с Познавательными УУД) – как одна из составляющих метапредметных. Ведь метапредметной деятельности на разных этапах духовно-нравственного становления личности отводится важная роль.

Напомню, что метапредметные компетенции это:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно-логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий;
  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Исследовательскими заданиями по литератере могут быть следующие:

  • лингвистический эксперимент, в ходе которого обязательно следует учитывать основные этапы этого вида деятельности (гипотеза – наблюдения – выводы)
  • творческие работы с элементами исследования (творческий портрет поэта, рассказ через знаковые образы, цитаты, каталог образов).
  • инверсионные тексты (подбор примеров из текстов, создание собственных текстов с использованием инверсии.
  • аналитические задания (сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами).
  • задания – тезисы для критического осмысления по типу: « Верно ли?», которые способствуют развитию критического мышления.

Я стараюсь разнообразить исследовательские задания: интегрирую учебные темы, выходя на метапредметный уровень, апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления, технологию деятельностного метода обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР.

В содержании предмета необходимо выделить ведущие, стержневые понятия, которые станут объектами эксперимента и исследовательских заданий. Процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания. Например, понятие фольклора – распространённое в литературе – должно быть востребовано и на уроках музыки, ИЗО, мировой художественной культуры. Бесспорно, уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разными: межпредметными и внутрипредметными.

Большое духовное и нравственное влияние на становление личности ребёнка оказывают и многие произведения классической литературы. Они не только дают ребятам определённые знания, но и вводят их в определённые нравственные ситуации, в которых эти знании проявляются.

В ходе изучения того или иного произведения учащиеся получают опыт нравственной оценки, когда происходит освоение и осмысление словесно-художественного творчества.
Интересно прошел урок-исследование в седьмом классе по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся в ходе изучения произведения Л.Андреева «Кусака»». Основополагающий вопрос урока: «В чем причина трагедии произведения и каковы пути решения проблемы?» Учащиеся делились на группы, каждая получала карточки – инструкции, обдумывала вопросы и задания, собирала материал, изучала текст, делала обобщения. На данном уроке происходило формирование исследовательских навыков.

Мой урок – исследование строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно – следственных связей, к поиску путей решения.
Ещё философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». И мы с ребятами обсуждаем связь изучаемых тем с жизнью. На уроке по произведению Л.Андреева они рассказывали интересные истории о своих домашних животных, о том, как за ними ухаживают, как занимаются со своими питомцами. Прозвучал на уроке и рассказ о хромой, больной собаке, которую под влиянием прочитанного текста стало ещё больше жалко.

При изучении материала ученики нередко выполняют исследовательские работы, а результатами их являются презентации, тематические газеты, рефераты, сборники.
Так, например, ученик 7 класса по своему желанию разработал презентацию по произведению Л. Н. Андреева и разнообразил её интересным дополнительным материалом.
Восьмиклассник подготовил и предложил одноклассникам посмотреть фильм по произведению «Капитанская дочка».
Шестиклассники предпочитают в дополнение к рассказам о жизни и творчестве писателей прикладывать рефераты, куда также добавляются интересные факты из дополнительных источников.

А классные стенды, посвящённые Великой Отечественной войне, Л.Н. Толстому – это результат коллективной работы учащихся 6-9 классов.
Интересно прошел урок-исследование в 9 классе по теме: "Любовная лирика русских классиков 19-20 века". Также учащиеся делились на группы. Каждая группа занималась исследованием материала. Учащиеся искали материал, работали с разной информацией, сравнивали, обобщали и конкретизировали, искали доказательства или опровержения гипотез. На уроке звучали песни и романсы, зачитывались ребятами стихи. Учащиеся сравнивали любовную лирику разных писателей от А.С. Пушкина до В.С. Высоцкого, работали с разными источниками информации, находили ее, анализировали, использовали в самостоятельной деятельности.

В заключение урока предложила учащимся создать сборник их исследовательских работ.
Особую роль уделяем работе в читательских дневниках (в тетрадях по литературе), где стараемся записывать не только информацию, касающуюся изучаемого произведения, а также информацию о себе, а именно о фактах, событиях, поступках, связанных с понятиями «духовность» и «нравственность». Такой опыт «дневниковых записей» способствует развитию умения целеполагания у школьника(пересматривая имеющееся, ребёнок ставит перед собой цель на будущее).

В области духовности и нравственности наше государство ставит следующие задачи: воспитание образованной, нравственной личности, способной к сотрудничеству, предприимчивости, имеющую чувство ответственности, готовую принимать решения.

В достижении данных задач и поможет и внеурочная деятельность. Она предусматривает привлечение родителей, руководителей кружков, секций, педагогов дополнительного образования, служителей церкви.

Из вышеизложенного делаю вывод, что при разработке «Рабочей программы» в разделе «Результаты изучения предмета» обратить особое внимание на личностные и метапредметные. Продолжить работу по имеющемуся Плану внеурочной деятельности по предмету.

В заключение добавлю, что, по большому счёту, показатель духовно-нравственного воспитания ребёнка – это его поступок в той или иной ситуации.

К сожалению, в нашей жизни имеют место и безнравственные поступки. Но ещё Н.В.Гоголь видел счастливое будущее России в её духовном возрождении. Я считаю, что сегодня наша страна духовно возрождается.

Вспомним произведение А.И.Солженицына «Пасхальный крестный ход», где описана советская действительность, и в котором в центре внимания верующие - беззащитные старушки, а противопоставляется им толпа невоспитанных молодых людей, непонимающих, зачем они пришли в храм.

Радует то, что сейчас молодёжь идёт в храм с верой, с благоговением. Приятно видеть девушек, поющих в церковном хоре, молодых людей-священнослужителей, наших учеников, которые ставят свечу Сергию Радонежскому, младенца, прикладывающегося к иконе. При этом появляется большая надежда, что нравственных поступков в нашей жизни будет больше и мы сделаем для этого всё возможное во время работы на уроке и во внеурочной работе.
И может быть самое время открыть кружок «Возрождение» и в нашей школе, главной задачей которого будет духовно-нравственное становление личности.

Я нередко говорю детям: «Жизнь – это борьба Бога и Дьявола, а поле битвы сердца людей». И надо стараться, чтобы божеское начало в человеке побеждало как можно чаще.

Широкова Наталья Александровна19.11.2015 11870 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей