РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

В настоящее время, в связи с обострением общественно-политической обстановки в мире, заметно вырос интерес общественности и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание не мыслило без воспитания чувства патриотизма.

Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются: любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление отстаивать и защищать его интересы[2].

Патриотизм не мыслим без воспитания нравственности, интернационализма, так как любовь к отечеству невозможна без уважительного отношения к людям разных национальностей и рас, населяющих наше отечество. Патриотизм выступает как идейно-политический принцип, провозглашающий равенство, солидарность и сотрудничество, не только отдельных лиц, но и целых народов, государств, так же как нравственная черта личности, проявляющееся в уважении и доброжелательном отношении к любому человеку, любой страны.

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания школь¬ников, должны решаться следующие задачи:

  • воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость;
  • формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  • воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
  • формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
  • формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;
  • развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.

Учителю начальных классов необходимо знать пути гражданско-патриотического воспитания, без которых процесс развития высоконравственной личности будет невозможен, вот некоторые из них:

  • уклад жизни в семье, целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность старших поколений;
  • образовательно-воспитательная деятельность дошкольных , затем школьных учреждений;
  • деятельность общения, игровая, спортивная, изобразительная, учебная, трудовая и др.
  • стихийное и организованное воздействие эстетическими, СМИ, техническими средствами воспитания;
  • самовоспитание [1].

Патриотизм, как и нравственность, носит характер деятельности и поэтому их воспитание осуществляется в процессе разнообразных форм работы:

  1. уроки мужества,
  2. классные часы,
  3. экскурсии в музеи,
  4. анкетирования,
  5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества»,
  6. часы общения,
  7. внеклассные мероприятия,
  8. конкурсы.

Эти формы работы направлены на полноценное изуче¬ние таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен¬ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.

В классе могут быть проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я маленький гражданин России» и другие, викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «История родного села».

Интерес у обучающихся и их родителей вызывают и наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотоальбом «Счастливое мгновенье».

Таким образом, младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя- хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Литература.

  1. Гражданское воспитание. [Текст] //Начальная школа. – 2002. - № 7.
  2. Педагогическая энциклопедия. [Текст] -М. , «Советская энциклопедия» , 1994 г., Т.1.А-Е , -832 с.

Фото: pixabay.com

Карташова Наталия Владимировна17.11.2015 17510 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar