РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблема воспитания в XXI веке

Проблема воспитания в XXI веке

Автор: Рахматуллина Г.Ф.

Из поколения в поколение слышатся фразы «Молодежь уже не та», «Мы были не такие», «Общество деградирует».

Понятное дело, это раздражает текущее поколение молодежи, которая, в свою очередь, считает поколение их родителей занудами, отсталыми или же просто лукавыми, думая, что на самом деле они были такие же.

Извечная проблема отцов и детей.

Казалось бы, тема избита – проблема была, есть и будет, но я замечаю странную тенденцию развития молодежи. Сейчас она просто уже выходит за рамки фразы «уже не та». Она совсем не та.

Работая с подростками 15-18 лет, ежедневно взаимодействуя с ними, у меня есть прекрасная возможность изучить их. Наблюдая за ними, за тем, как они общаются со взрослыми, между собой, узнавая их отношение к разным вещам, событиям, интересуясь их взглядами и увлечениями, можно сделать вполне обоснованные выводы.

В целом, 15-17-летний подросток сейчас – это существо безразличное, ничем не интересующееся, не уважающее старших, хоть это и не показывается открыто, знающее свои права, но не знающее обязанности.

Получилась довольно мрачноватая картина. Но это общий образ, в целом, эти черты могут быть выражены в разной степени, какие-то обострены, а какие-то нет.
Вне зависимости, трудный ли это подросток, или преуспевающий отличник, есть у них одна общая черта – чувство собственного «Я». Выраженное чувство «Я», которое становится выше чужих «Я». Самомнение, не признающее авторитетов, не позволяющее уважать опыт, старость, чужой труд…

Но отойдем от критики и попробуем понять, в чем проблема. Естественно, они такими стали не сами, их такими воспитали. Став классным руководителем, я познакомилась с родителями нынешних подростков и, кажется, поняла, в чем проблема.

Воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Именно в детские годы закладываются в нем правила поведения, нормы морали, воспитывается культура. Если этого не дать в нужном возрасте, в подростковом возрасте это уже очень сложно будет привить, будет слишком поздно.

Чтобы понять, почему подросток вырос тем или иным, нужно посмотреть на родителей, которые его воспитали. Понять, каковы они сами.

Для любого ребенка, родитель – это эталон поведения, образец для подражания, первый человек, с которого он будет брать пример и учиться у него жизни.
Классному руководителю, чаще всего, приходится активно работать именно с проблемными детьми, взаимодействуя и подключая к совместной работе их родителей.

Знакомясь с родителями таких обучаемых, я обнаружила, что нередко сами родители – люди несознательные и незрелые.
Нынешнее поколение детей и молодежи можно смело назвать поколением детей матерей-малолеток. Небольшой опрос, проведенный мной среди студентов, у которых я веду свои дисциплины, показал, что их матерям едва ли больше 35ти лет, тогда как им самим уже 16-17, большая часть их воспитывалась в неполных семьях без отца.

О чем это говорит? О том, что они стали родителями, когда еще не были к этому готовы, были слишком молоды. Оказавшись в такой ситуации, молодые люди попросту сбегают от ответственности, а девушки не имея опыта в воспитании, из-за беспечности, свойственной возрасту, легкомыслию, желанию пожить для себя, частенько относятся к своим родительским обязанностям халатно. Отсутствие отца, отсутствие полноценного внимания со стороны матери, приводят к тому, что ребенок не получает должного воспитания, частенько предоставлен самому себе и формирует свое мировоззрение из информации в интернете, телевидении, через друзей. К 15 годам он уже становится самостоятельной личностью, со своим набором привычек и особенностей. С этого момента можно разве что откорректировать его поведение, но перевоспитать уже невозможно. Потеряв в свое время внимание и интерес к своему ребенку, такие родители неизбежно теряют интерес ребенка к ним, когда он становится подростком. А это приводит к потере авторитета родителя в глазах своего ребенка.
Именно поэтому и вырастают такие подростки, которые никого не уважают – и начинают они именно с родителей.

После окончания 9 класса, передавая подростка «в руки» педагогов (нередко это еще и сопровождается переездом студента по месту учебы), родители частенько и вовсе снимают с себя ответственность. Между тем, в этот период, контроль особенно важен! Подросток получает свободу, находясь вдали от глаз родителей, приобретает новые знакомства, причем, не всегда полезные, да и просто находится в незнакомой местности.

Преподаватели отвечают за него только в часы занятий и не могут (и не обязаны) контролировать 24 часа в сутки, поэтому обязанность родителя – обеспечить контроль над своим ребенком в оставшееся время. Возможно, это сбережет его от действительно серьезных проступков.

Контроль необходим и за процессом учебы. Множество соблазнов, возникающие на пути у подростка (например, прогул занятия, чтобы сходить куда-нибудь), нередко идут в ущерб учебе. Не каждый подросток обладает развитым самоконтролем, чтобы правильно расставить приоритеты, поэтому здесь родительский контроль требуется обязательно. Ежедневный, регулярный контроль.

Родительская беспечность приводит к беспечности и его уже взрослеющего ребенка, который со временем и сам станет таким же несостоятельным родителем. Поэтому особенно важно не упустить в своем ребенке этот его этап, проявить к нему должное внимание и быть в курсе событий его жизни.

Рахматуллина Г.Ф.19.03.2016 8380 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar