РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ выполнения ВПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Лазаренко Екатерина Алексеевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте предоставить вашему вниманию выступление на тему: «Анализ выполнения ВПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Всероссийская проверочная работа обучающихся не является государственной итоговой аттестацией, проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.

Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся:

  • единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;
  • использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Всероссийские проверочные работы:

  • не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;
  • вместо КИМ – варианты проверочной работы;
  • федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;
  • можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • вместо демоверсии – образец проверочной работы;
  • единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:

  • выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
  • спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
  • позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
  • определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
  • определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

В 2016-2017 учебном году младшим школьникам было предложено выполнить работу по трём предметам (математика, русский язык и окружающий мир).

Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. 

 

Структура и содержание ВПР

Что же представляли собой ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру?

Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.

Часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.

Проверочная работа по математике включала 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, умения интерпретировать и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.

Проверочная работа по окружающему миру состояла из 10 заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

 

Успешность выполнения заданий.

Рассмотрим на примере работ, учащихся нашей гимназии какие же задания были успешно выполнены, а какие вызвали затруднения.

Русский язык.

Более успешно были выполнены задания в части 1 по русскому языку: 1К1, 1К2,2,3(2), в которых проверялось умение писать текст под диктовку, соблюдать в практике письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы; умения распознавать однородные члены предложения; умения распознавать части речи, умение находить главные и второстепенные члены предложения.

При выполнении заданий части 2 по русскому языку успешно были выполнены задания: 4,5,7,11,12,13,14,14, в которых проверялись умения:

  • распознавать орфоэпическую норму и ставить ударение;
  • умение классифицировать согласные звуки (звонкие/глухие);
  • умение составлять план текста из 3-х пунктов;
  • умение распознавать имена существительные, прилагательные, личные местоимения, глагол и их грамматические признаки.

Затруднения у отдельных учащихся вызвали задания: 8,9,16, в которых проверялось умение распознавать основную мысль текста и письменно её оформлять, задавать вопрос по тексту, умение выражать просьбу или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.

Математика

В тестовой работе по математике успешны выполнены задания, в которых проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать арифметическим способом задачи, связанные с повседневной жизнью, умения решать текстовые задачи, используя единицы измерения величин (масса, время, длина, площадь, скорость).

Затруднения у учащихся вызвали задания, в которых проверялись умения выполнять построение геометрических фигур с заданными изменениями, уровень овладения основами логического и алгоритмического мышления на примере решения задач в 3-4 действия, умения интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований.

Окружающий мир

Анализ успешности выполнения заданий по окружающему миру показал, что учащиеся лучше справились с заданиями: 1, 2, 3.1, 5, 6.1, 8, 10.1.2, в которых проверялись умения: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, понимать информацию в виде таблицы, работать с картой и по очертаниям называть материки, использовать модели для решения учебных задач(строение человека), проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, проводить сравнения, анализ, синтез и осуществить выбор ответа, оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах, владеть знаниями о родном крае и его достопримечательностях.

Недостаточно сформированы у учащихся следующие умения по окружающему миру:

  • самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента (зад. 6.2);
  • описать сам эксперимент;
  • использовать знакосимволические средства представления информации для построения высказывания в соответствии с учебными задачами (зад. 7);
  • излагать своё мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации.

 

Качество выполнения ВПР

Математика

Кол-во учащихся

Первичный мах балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

36

18

18

10

8

0

100

78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир

Кол-во учащихся

Первичный мах балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

37

31

15

15

7

0

100

81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Русский язык

Кол-во учащихся

Первичный мах балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

36

38

14

17

5

0

100

86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру учащихся 4-х классов за 2016/2017 учебный год показал, что удалось достигнуть планируемых результатов. Результативность выполнения проверочных работ составила 100%, качество знаний колеблется от 78% до 86%. Учащиеся, которые не справились с проверочными работами, отсутствуют.

Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать учителям начальных классов на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения (учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь).

На заседании МО учителей начальных классов с приглашением учителей-предметников, которые будут работать с учащимися в 5 классе, были рассмотрены результаты проверочных работ. Они будут использоваться для совершенствования преподавания учебных предметов в начальной школе, при переходе в 5 класс, при работе с родителями.

Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями и для совершенствования методики преподавания соответствующего предмета в начальной школе.

На этом моё выступление подошло к концу. Скоро начнётся новый учебный год и мне от всей души хочется

Пожелать вам на каждый день удачи,
Чтобы легко решались все задачи,
Нелегкий труд чтоб радость приносил,
Терпенья вам, коллеги, много сил!

Чтоб дети вас отчаянно любили,
А вы их мудрости и разуму учили,
Чтобы здоровья было на сто лет,
И радости пришли к вам вместо бед!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.